1. Прочитайте текст:
В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той
поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только
один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена
бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать.
Легче всего с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые;
дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни
(проливни). Одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и
понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличающие их от
других дождей.
…Вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает
возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных
дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли,
впервые смоченный дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы,
особенно крапивы. (…)
Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно.
Он всегда приближается с набегающим шумом.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда
тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,
будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
…О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет».
Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
(К. Паустовский.)
6. Какое из дождей в тексте воспринимается, как живое существо? Почему? Какое
влияние это оказывает на восприятие всего текста в целом?
8. Объясните подчёркнутые орфограммы.
9. Объясните постановку знаков препинания в предложениях первого абзаца.

марго1002 марго1002    3   06.05.2020 02:11    26

Другие вопросы по теме Русский язык