1. Прочитайте текст. Найдите ключевые слова и определите тему. Как вы считаете, заголовок раскрывает тему или основную мысль текста? Укажите количество микротем. Совпадают ли границы микротем с границами абзаца? Докажите. К какому типу вы отнесете этот текст? Почему? Определите связи предложений в тексте.
Молодые листики
1) Ели цветут красными свечами и пылят мучицей. (2) У старого огромного пня я сел прямо на землю. (3) Пень этот внутри - совершенная труха и, наверное, рассыпался бы во- все3, если бы твёрдая крайпяя1 древесина не растрескалась дощечками, как в бочках, и каждая дощечка не прислонилась бы тек трухе и не держала бы её. (4) А из трухи выросла берёзка и теперь распустилась. (6 И множество" разных трав ягодных, цветущих снизу, поднимались к этому старому огромному пню.
6 Пень удержал меня, я сел рядом с берёзкой, стараясь ус лышать шелест трепещущих листиков, и не мог ничего услыхать. (7) Но ветер был довольно сильный, и по елям приходила сюда лесная музыка волнами, редкими и могучими. (8) Вот убежит волна далеко и не придет, и шумовая завеса упадёт, откро ется на короткую минуту полная ти зяблик этим воспользуется: раскатится бойко, настойчиво. (9) Прислушайся!
10) Радостно слушать его, -- подумаешь, как жить хорошо на земле! (11) Но мне хочется услышать, как шепчутся бледно желтые ароматно-блестящие и ещё маленькие листья? моей
Ключевые слова в тексте: ели, свечи, пыль, мучица, пень, труха, древесина, дощечки, березка, травы, листики, ветер, музыка, волна, тишина, желтые листья.
Тема текста - природа и ее элементы, такие как деревья и листья.
Заголовок "Молодые листики" раскрывает основную мысль текста, так как он назван по главному элементу текста - березкам, которые только что распустились.
Микротемы в тексте:
1) Описание старого огромного пня, его состояния и возникшей на нем березки.
2) Описание множества разных трав и цветов, растущих возле пня.
3) Ощущения автора в процессе пребывания рядом с пнем и березкой.
4) Описание ветра и его воздействия на природу, а также ожидания автора.
Границы микротем не совпадают с границами абзаца. Например, микротема 1 начинается со второго предложения абзаца 1 и заканчивается на третьем предложении абзаца 2.
Этот текст можно отнести к описательному типу. Автор детально описывает окружающую природу и свои ощущения в ней.
Связь предложений в тексте основана на последовательности описываемых событий и ощущений автора. Каждое предложение подробно описывает услышанное, увиденное или ощущенное автором, поэтому связь между предложениями осуществляется логическим переходом от одной мысли к другой.