1. Прочитайте текст. Напишите цифры словами. Поставьте имена числительные в нужную падежную форму. На одном из юбилейных вечеров Российского университета дружбы народов были названы интересные цифры, по которым можно представить масштабы учебной и научной работы этого вуза Москвы.
В Российском университете дружбы народов занятия ведутся с 4 061 студентом, причём только с 969 российскими, 834 студентами из Африки, 964 студентами из Латинской Америки, 770 студентами из арабских стран и 524 студентами из Юго-Восточной Азии. Этот университет имеет базы для практики в различных республиках, в 35 городах, на 210 передовых предприятиях. В аспирантуре при университете обучается до 225 человек, причем уже свыше 170 аспирантов защитили диссертации. Из 2 335 выпускников университета в разные концы земного шара разъехались инженеры с 719 дипломами, физики, химики, математики – с 279 дипломами, врачи – с 460 дипломами, специалисты по сельскому хозяйству – с 243 дипломами.
(Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб)
2. Отредактируйте предложения, записав числительные словами и употребив их вместе с зависимыми словами в нужной форме.
1. Рукопись необходимо сдать к 15 июню. 2. К 17 ноября необходимо получить командировочные. 3. Для кабинета труда приобрели двадцать двое ножниц, пять наборов для аппликаций, набор посуды. 4. К празднику Восьмого марта готовились все: и учителя, и дети, и родители. 5. По обоим берегам реки росли красивые, но неизвестные цветы. 6. Трое больных уже выписаны из этой палаты. 7. Завод не выполнил план на 10,5 процента. 8. На вечере присутствовало двое генералов. 9. Семеро одного не ждут
В тексте нам даны различные численные значения, которые мы должны записать словами. При записи этих чисел в словесной форме, необходимо учитывать правила склонения числительных в соответствующие падежи.
Начнем с первого числа – "4 061". Нам нужно записать это число словами и также учесть, что оно находится в именительном падеже (кто? что?). Правильная форма записи этого числа будет: "четыре тысячи шестьдесят один".
Теперь перейдем к следующему числу – "969". Оно также находится в именительном падеже и мы его записываем словами как "девятьсот шестьдесят девять".
Далее у нас число "834". Оно также находится в именительном падеже и записывается словами как "восемьсот тридцать четыре".
Перейдем к числу "964". Здесь мы также записываем его в именительном падеже и получаем "девятьсот шестьдесят четыре".
Следующее число "770" также находится в именительном падеже и записывается словами как "семьсот семьдесят".
И последнее число в этом предложении – "524". Также в именительном падеже записывается как "пятьсот двадцать четыре".
Теперь перейдем к следующему заданию, где нам нужно отредактировать предложения и записать числительные словами в нужной падежной форме. Давайте разберем предложение по порядку.
1. "Рукопись необходимо сдать к 15 июню." Здесь мы видим число "15", которое находится в предложении к дательному падежу (кому? чему?). Поэтому мы должны записать его словами как "пятнадцатому".
2. "К 17 ноября необходимо получить командировочные." Здесь число "17" находится в предложении к дательному падежу (кому? чему?). Поэтому мы записываем его словами как "семнадцатому".
3. "Для кабинета труда приобрели двадцать двое ножниц, пять наборов для аппликаций, набор посуды." В этом предложении у нас несколько чисел, которые нужно записать словами и учесть их падежные формы.
- Число "двадцать два" у нас относится к числительным в именительном падеже (кто? что?). Поэтому мы записываем его как "двадцать две".
- Далее у нас число "пять", которое также находится в именительном падеже и записывается словами просто как "пять".
- И последнее число "один" находится в имущественном падеже (кого? чего?). Поэтому мы записываем его словами как "одного".
4. "К празднику Восьмого марта готовились все: и учителя, и дети, и родители." В этом предложении у нас нет каких-либо чисел, которые нужно записать словами.
5. "По обоим берегам реки росли красивые, но неизвестные цветы." Здесь также нет чисел, которые нужно записать словами.
6. "Трое больных уже выписаны из этой палаты." В этом предложении у нас число "трое", которое находится в предложении к дательному падежу (кому? чему?). Поэтому мы записываем его словами как "троим".
7. "Завод не выполнил план на 10,5 процента." Здесь у нас число "10,5", которое находится в предложении к родительному падежу (кого? чего?). Поэтому мы должны записать его словами как "десяти целых пяти десятых".
8. "На вечере присутствовало двое генералов." В этом предложении у нас число "двое", которое находится в предложении к родительному падежу (кого? чего?). Поэтому мы записываем его словами как "двух".
9. "Семеро одного не ждут." Здесь у нас число "семеро", которое находится в предложении к родительному падежу (кого? чего?). Поэтому мы записываем его словами как "семерых", а число "одного" находится в имущественном падеже (кого? чего?). Поэтому мы записываем его словами как "одного".
Надеюсь, что эта подробная и обстоятельная информация помогла вам разобраться с заданием. Если у вас остались вопросы, я готов на них ответить.