1. Прочитайте отрывок из очерка В. Астафьева «Весенний остров». Докажите, что текст относится к художественному стилю речи. Укажите тип и структуру предложений. Дайте им полную характеристику. Чем выражено подлежащее? - Я ждал солнце. Оно с час назад укатилось в лес и зависло в его вершинах. Туман поднялся над рекою, выступил по логам и распадкам, окурил берега. Он был недолговечен и пуглив, этот летний туман, и пароходу идти не мешал. Вот – вот после короткой дрёмы оттолкнётся солнце от острых вершин леса, взойдёт над синими хребтами и спугнёт туманы. Они потянутся под срез тенистых берегов, заползут в гущу леса и там падут росою на травы и листья, на пески и прибрежный камешник.
2. Переделайте предложения, превратив придаточные предложения причины в придаточные следствия, придаточные следствия – в придаточные причины. -
1) За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная.
2) Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
3) Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.
4) Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило.
5) Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась и уже шла вниз по крутому, поросшему кустарником скату.
3. Произведите замену причастных и деепричастных оборотов придаточными предложениями. Запишите полученные сложноподчиненные предложения. -
1) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.
2) Большое дерево, лежащее на земле, загородило путь.
3) Вступая в лес, тянущийся на несколько сот километров, невольно испытываешь чувство некоторой робости.
4) Сильно устав, путешественники всё же упорно шли вперёд.
5) Отдохнув и утолив жажду, они двинулись дальше.
6) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум. -