1. Прочитайте. Определите стиль текста. Выделите в нем вступление, основную часть, заключение и назовите приемы организации переходов от одной части к другой.
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
Ф. Скорина родился в Полоцке, в семье купца «средней руки». Точная дата рождения неизвестна, предположительно — 1490 год. Следует отметить, что жизнь в купеческой среде, род занятий отца семейства развитию детской любознательности, тяги к знаниям. Почему? Во-первых, купцу приходилось бывать в близких и далеких городах, знакомиться с разными обычаями и законами; во-вторых, от купца требовались предприимчивость при встрече со сборщиками налогов, смелость, решительность при нападении разбойников; в-третьих, для успешной торговли необходимо было также знание многих языков. Рассказы отца о пережитых опасностях, о природе, жизни людей в близких и далеких краях будили у сына желание учиться, чтобы благодаря знаниям понять окружающий мир — то, как он устроен, какое место в нем отведено человеку, как должен жить на земле человек. Читать и писать Ф. Скорина научился в доме родителей. Учебной книгой для него, как и для многих других детей в старину, была Псалтырь — одна из книг Библии, включающая 150 псалмов, в которых в песенной форме воздается хвала Богу. Будучи юношей, Ф. Скорина уезжает в польский город Краков, поступает там в университет и получает степень магистра. А затем едет в Италию, в университет города Падуи, чтобы учиться на медицинском факультете. Высшую ученую степень доктора медицинских наук он защищал в университете на протяжении двух дней в диспутах с известными учеными. Научное исследование Скорины было одобрено единогласно. Итак, купеческий сын из Полоцка подтвердил, что призвание, желание овладеть знаниями более ценны, чем аристократическое происхождение. Ф. Скорина посвятил себя служению белорусской культуре, которая благодаря его усилиям стала на один уровень с культурой европейской. Умер Ф. Скорина в Праге в 1551 году (По энциклопедическому словарю).
2. Назовите языковые средства научного стиля, использованные в данном тексте
3. Подготовьте текст информационной речи на тему «М. Ломоносов — ученый-энциклопедист».