1) прочитайте фрагмент статьи А.Н.Толстого "Родина". Выпишите тематические и концептуальные предложения. В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир — его родина. Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
Но надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим.
Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя в одиночку.
Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам. Человеческие лица, ставшие такими серьёзными, и глаза всех такие похожие на глаза людей с одной всепоглощающей мыслью, и говор русского языка-всё это наше, родное, и мы живущие в это лихолетье-хранители и сторожа Родины нашей.
2) какие противопоставления использует автор текста?
3) какие сравнения, использованные автором понять основную мысль текста?
.
1) Тематические предложения:
- "В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир — его родина." - Это предложение говорит о том, что в мирное время, когда человек живет в достатке и счастье, ему кажется, что весь мир является его родиной.
- "Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»" - Тут автор показывает точку зрения другого человека, который, столкнувшись с бедностью и лишениями, отрицает идею о родине и утверждает, что она ему ничего не дала.
Концептуальные предложения:
- "Но надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим." - Это предложение указывает на то, что война пришла и разрушает родину, а враг пытается присвоить все, что принадлежит нашему народу.
- "Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя в одиночку." - В этом предложении автор говорит о том, что в условиях беды и разрухи все люди, независимо от их счастья или несчастья, собираются вместе в своей родине и понимают, что не могут больше быть одинокими.
2) Автор использует следующие противопоставления:
- Мирные годы человека в довольстве и счастье противопоставляются горькой нужде и неудовлетворенности.
- Возможность отлететь от гнезда и видение всего мира как родины противопоставляется скептическому отношению к идее родины, которое возникает у некоторых людей в условиях бедности и лишений.
3) Автор использует следующие сравнения:
- "как птица, купающаяся в небе" - это сравнение показывает, как человек в мирные годы может чувствовать себя свободным и владеть всем миром.
- "как сверчок, в тёмную щель" - это сравнение показывает, что даже тот, кто считал, что может укрыться от беды и ждать лучших времен, понимает, что теперь невозможно быть одиноким.
- "как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы" - это сравнение подчеркивает ценность и дороговизну всего, что окружает нас в родной стране.
Основная мысль текста, которую понимаем из всех этих фрагментов, состоит в том, что родина становится особенно важной для людей в условиях войны и беды, и даже те, кто отрицал ее значение, начинают понимать, что они не могут бороться с проблемами в одиночку. Люди осознают, что родина - это то, что связывает их, и они должны быть хранителями и защитниками своей родины.