1.подберите примеры мотивированных и немотивированных слов, относящихся к следующим лексико-тематическим группам слов: а) названия грибов; б) названия цветов; в) названия профессий; г) названия ягод 2. разбейте слова на морфемы, укажите лексическое и грамматическое значение каждого слова: бесполезно, велосипедистка, зашептать, каменщик, москвич, освистать, понятливый, салатница, сероватый, щекастый. 3. подберите к словам омонимы, определите тип омонимов, составьте предложения с каждым из омонимов: печь, пасть, такса, клуб. 4. подберите синонимы и антонимы к словам, учитывая их многознач- ность, определите тип синонимов и антонимов: лёгкий, тупой, краткий образец выполнения: свежий (ветер). синоним – прохладный; антоним – знойный. синонимы семантические (смысловые); антонимы разнокорневые, языковые. свежий (о газете). синоним – сегодняшняя; антоним – вчерашняя. синонимы семантико-стилистические; антонимы языковые, разнокорневые. свежий (воротник). чистый – синоним; грязный – антоним. синонимы семантико-стилистические; антонимы языковые, разнокорневые. свежий (о молоке). парное – синоним; кислое – антоним. синонимы семантико-стилистические; антонимы языковые, разнокорневые. и т.д. 5. установите тип переноса значений. чёрное платье – чёрные мысли; пробка бутылки – пробка на дороге; зелёная ель – стол из ели; поднять книгу – поднять вопрос; учебник фогельсона – принести в класс фогельсона. 6. установите степень синонимичности слов: проткнуть, проколоть, пронзить; разговорчивый, словоохотливый, говорливый, болтливый. 7. расположите синонимы в порядке возрастания признака, укажите эмоциональные слова: а) трепет, опасение, робость, жуть, боязнь, испуг, ужас, оторопь; б) рвение, усердие, прилежание, старание; в) скаредность, скупость, ненасытность, алчность, жадность; г) масса, бездна, множество, уйма, обилие, тьма, прорва, пропасть. 8. определите лексические значения повторяющихся слов в следующих словосочетаниях: 1. белый медведь, белые стихи, белая армия, белая ворона, белый платок, белый танец, белый билет. 2. зелёные щи, зелёная тоска, зелёная молодёжь, зелёная трава, зелёная улица, зелёный персик. в каких случаях данные слова имеют свободные значения, а в каких – фразеологически связанные? 9. выделите слова старославянского происхождения: берег, безбрежный, влага, владеть, увлекать, воротить, врач, вратарь, привратник, уста, смородина, хладокомбинат, смрад. 7. определите тип фразеологизма: потерять голову, дать дуба, мороз по коже дерёт, тёртый калач, нести чепуху, филькина грамота, ума палата, плакать навзрыд, насупить брови, подливать масло в огонь. 8. дайте полную лексическую характеристику подчёркнутых слов: (милое) лицо, (вышестоящее) лицо. 9. укажите индивидуально-авторские неологизмы: утреет. с богом! по домам! позвякивают колокольца… (бл.) что же мы, что же мы, неужто ж размоложены, неужто нашей юности конец пришёл? (ас.) бабочку, что только что по кустам зигзажила, вдруг косым порывом унесло ( мы живём в предвоенное время, в предразлучное, предпоходное (р. в этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны ( отшельничаю, берложу, отлёживаюсь в берёзах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю… ( какие ещё неологизмы вы знаете? не менее 10 примеров. 10. ниже слова, которые в 20-е-30-е гг. xx в. были неологиз- мами: будёновец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, красноармеец, колхоз, ликбез, метро, октябрёнок, продотряд, профсоюз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, , шефствовать. проследите дальнейшую судьбу этих слов в языке: 1) стали или архаизмами; 2) перешли в активный словарь.