1. Перестройте сложные предложение в сохраняя их суть.
1) Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность
времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время,
приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение
своей быстротечностью.
2) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает
универмаги в универсамы, печатает газеты фото он и говорить
старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит
времени увеличивается.
3) Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени
на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не
думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих
листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей.
4) Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь, но если всмотреться
в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это
Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.
2. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части
Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика
Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что
слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на
войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на
щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого
лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело.
3. Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
1) Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём
внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги,
Захарова,
2) Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных
рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах,
карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских
бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе,
дереве, жести.
4. Исключите повторы и объедините предложения.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и
нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем вынужден был бы
противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь
разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле
отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы
- «изобрести».
5. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл
высказывания.
Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине:
«Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский,
преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую
глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
6. Изложите указанную часть текста одним предложением.
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл
его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в
мечтах и думах. И сколько бы ни лет, каждый из нас, вновь увидев
море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом
движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных
сочетаний цветов, бликов и пятен.