(1) Падал снег. (2) Он засыпал грязную, размокшую дорогу, глубокие канавы по обе стороны, капустное поле с остатками гнилых листьев, ближнюю чахлую
рощицу. (3) Побелела старая разрушенная церковь, использовавшаяся как склад,
тоже теперь разрушенный, и дальше всё пространство до горизонта было белым.
(4) Генаша не видел пространства. (5) Он видел ближнее: пару резиновых
сапог, месивших седую грязь слегка примороженной дороги вкривь и вкось, то
убыстрявших ход, то замедлявших, а то и вовсе спотыкавшихся. (6) И ему, как
телеге за лошадью, приходилось повторять те же движения, и следование чужой
воле, и желание своеволия остались на всю жизнь вбиты в подсознание.
(7) Генаше было холодно в рваном пальтишке и худых ботиночках, грелась
лишь одна его левая рука, крепко зажатая материной рукой, тащившей его за собой.
(8) Матери, наоборот, жарко, телогрейка распахнута, платок сбился, спутанные
волосы падали на потное лицо, она всхлипывала и повторяла:
— Гад!.. Гад гад.., гад!..
(9) Что происходило и куда они идут, Генаша не знал. (10) Он ничего не знал
и не понимал в свои два с половиной года. (11) Обзывала ли мать бригадира,
выгнавшего её из колхозной бригады за невыходы на работу, или генашиного
родителя, или проклятья её вздымались выше, аж в адрес самого инструктора
райкома, что выдворил её из чистенького партийного помещения, куда она пришла
искать личной и социальной справедливости, — то ребёнку было неведомо... (12) Он
ещё не умел ни знать, ни понимать, ни помнить. (13) Он только ощущал. (14) И это
было ощущение холода одиночества. (15) На сердце было горько.
(По О. Кучкиной)
Ольга Кучкина (настоящее имя Ольга Андреевна Павлова, родилась в 1936 году) —
поэт, прозаик, публицист, драматург.
10 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: Как вы понимаете смысл фразы: «И это было ощущение холода
одиночества»?
1) На улице было холодно, уже выпал снег.
2) Мать, занятая своими проблемами, не обращала никакого внимания на
состояние маленького сына.
3) Мать не хотела заниматься воспитанием сына, потому что не любила его.
4) Генаша переживает, что мама потеряла работу.
ответ:
11 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 9-15?
Стили
1) художественный стиль
2) публицистический стиль
3) научный стиль
4) разговорный стиль
Типы речи
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
4) описание и рассуждение
5) повествование и описаниее
ответ:
Стиль Тип(ы) речи
12 Замените слово «худых» из предложения 7 стилистически нейтральным
синонимом. Запишите это слово.
ответ:
13 В каком предложении средством речевой выразительности является
антитеза?
1) И ему, как телеге за лошадью, приходилось повторять те же движения, и
следование чужой воле, и желание своеволия остались на всю жизнь вбиты в
подсознание.
2) Генаше было холодно в рваном пальтишке и худых ботиночках, грелась лишь
одна его левая рука, крепко зажатая материной рукой, тащившей его за собой.
Матери, наоборот, жарко, телогрейка распахнута, платок сбился, спутанные волосы
падали на потное лицо, она всхлипывала и повторяла:
— Гад!.. Гад ...гад.., гад!..
3) Что происходило и куда они идут, Генаша не знал.
4) Он ещё не умел ни знать, ни понимать, ни помнить.
ответ:
14Из предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью
УПРАВЛЕНИЕ.
ответ:
15 Среди предложений 9 - 15 найдите простое односоставное безличное
предложение. Напишите номер этого предложения.
ответ:
16 Установите соответствие между предложениями из прочитанного текста и их
синтаксической характеристикой. К каждому элементу первого столбца
подберите соответствующий элемент второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
А. Падал снег. 1) Простое предложение,
осложнённое однородными членами
Б. Он засыпал грязную, размокшую
дорогу, глубокие канавы по обе
стороны, капустное поле с остатками
гнилых листьев, ближнюю чахлую
рощицу.
2) Сложное предложение, одна часть
которого осложнена обособленными
определениями
В. Побелела старая разрушенная 3) Простое, нераспространённое
ковь, использовавшаяся как склад,
тоже теперь разрушенный, и дальше
всё пространство до горизонта было
белым.
предложение
4) Простое предложение, в составе
которого есть несогласованное
определение
ответ:
А
Б
В
17 Среди предложений 12 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при
указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер
этого предложения.
ответ: