(1) Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2) Берёзовые рощи долго не желтели. (3) Трава долго не увядала. (4) В просторных полях плавала над росой синяя паутина, медленно остывала натруженная земля. (5) Стога, окружённые поздней зелёной травой, давно поблёкли и вылиняли от сентябрьских дождей. (6) Зато как ослепительны были изумрудно-сизые озимые полосы, как безмолвно и ярко пылали рубиновые всплески рябин! (7) Только голубеющая дымка (её зовут в здешних местах «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (8) «Мга» то сгущалась, то бледнела. (9) Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.
(10) Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (11) Вода булькала, позванивала, журчала. (12) Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (13) Это курлыкали журавли.
(14) Я поднял голову. (15) Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (16) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки. (17) Курлыканье этих жилистых птиц остывало в пронзительном бело-синем небе, и они исчезали вдали, словно нанизанные на тонкую бечеву. (По К. Паустовскому)
Работаем над высказываниями.
Формулировка задания Тип и уровень задания
32. Объясните своё мнение о выборе заглавия текста. Г-4
33. Определите, какие смысловые и структурные признаки повествования и описания можно обнаружить в тексте. Расскажите о результатах ваших наблюдений. В-5
34. Объясните, какого результата достигает автор, используя в тексте слова в переносном значении. А-4
35. Подберите слова, которые можно использовать для описания эмоционального состояния лирического героя рассказа. А-4
36. Согласны ли вы, что настроение лирического героя тревожное и напряжённое? ответ мотивируйте. Г-4
37. Объясните, какой из фразеологизмов задания № 19 по смыслу и стилистической окрашенности можно было бы использовать в тексте. Как это можно сделать? Предложите свои варианты. А-4
38. О чём мог размышлять лирический герой, глядя на улетающих журавлей? Напишите об этом 5-й абзац к тексту. Г-5
39. Какими красками и звуками наполнена ваша любимая пора года? Запишите сочетания слов, с которых можно рассказать об этом. Г-4
40. Расскажите, какие чувства испытывает человек в разные поры года, и объясните почему. Г-4
41. Напишите сочинения «Моя любимая пора года». Объясните, почему вы любите именно это время года и какие особенные приметы характерны для него. Постарайтесь убедить читателя в том, что это самая лучшая пора гора. Г-5
42. Представьте, что вам нужно на уроке географии рассказать об описываемой в тексте поре года. Какими важнейшими признаками будет отличаться такой текст от данного? В чём будет особенность при выборе языковых средств? Подготовьте краткое сообщение в научном стиле «Ранняя осень в средней полосе России». В-5
43. Константин Паустовский использовал для рассказа об осени изображения, при котором настроение лирического героя передаётся через описание того, что он видит и слышит. Этот можно использовать и для рассказа о любой другой поре года. В том числе и об осени, ведь каждый человек видит одни и те же явления и предметы по-своему. Напишите сочинение «Краски и звуки моей любимой поры года». Г-5
44. Мастерство писателя заключается не только в том, чтобы точно и подробно описать характер, предмет, явление, событие. Настоящее искусство заключается в том, чтобы через такое внешнее описание передать настроение и переживание лирического героя или автора, не говоря напрямую об этом. Для этого нужно не только быть наблюдательным, но и уметь через описание внешних событий передать настроение рассказчика. Напишите сочинение «Как я увидел и услышал…». Г-5