1. Определите вид связи придаточных предложений с главным:

а) последовательное подчинение;

б) однородное подчинение;

в) параллельное подчинение.

1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.

2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.

3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.

4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

7. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.

8. Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте.

9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.

10. Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрестные холмы, тогда только можно увидеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске.

2. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте во в сложноподчиненном предложении:

а) нужно; б) не нужно.

1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.

2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный.

3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.

5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.

6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.

7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.

8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приведет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.

9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.

3. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными:

а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;

б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.

1. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, он прибавил шаг.

2. Это небо, по которому широкою полосою протянулся Млечный Путь и темный океан, в котором отражались небесные светила, одинаково казались беспредельно глубокими.

3. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.

4. Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно.

5. На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перс пела, теперь бродили спутанные лошади.

6. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.

7. Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату и зачем они туда ездили, я отошел, сел под дерево.

8. Нас узнать, в сохранности ли вещи и если будет возможность перевезти их в другое место.

9. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг.

10. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.

Зореслава Зореслава    1   17.04.2020 08:33    154

Другие вопросы по теме Русский язык