1) Определите, в каких словосочетаниях слова употреблены в прямом значении, а в каких - в переносном. Золотое кольцо - кольцо садов, копна сена – копна волос, школа жизни - здание школы, бархатное платье - бархатный голос, кислое яблоко - кислое лицо, морская волна - волна недовольства, злой человек - злой ветер, разбить чашку - разбить надежды, вспыхнуть от спички - вспыхнуть от радости, строить планы - строить дом. 2) Найдите в тексте слова, имеющие противоположное значение. 1. Дома новы, но предрассудки стары. 2. Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи. 3. Клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой. 4. Холодный дождик то усиливался, то ослабевал. 5. Тянулась жизнь - богатая длинными горестями и бедная короткими радостями. 6. Я был захвачен севером сильнее, чем югом.
3) Подберите антонимы к выделенным словам. 1. Лучше горькая правда, чем ... ложь. 2. Худой мир лучше ... ссоры. 3. Новых друзей наживай, а ... не теряй. 4. Ученье - свет, а неученье - ... . 5. Знание человека возвышает, а невежество - ... . 6. Лучше с хорошего коня упасть, чем на ... ехать. 7. Лето припасает - зима ... 8. Смелый там найдет, где ... потеряет.
4) Подберите синонимы к фразеологическим оборотам. Кот наплакал; точить лясы; ни свет ни заря; мозолить глаза; кровь с молоком; обвести вокруг пальца; бить баклуши; попасть впросак; стоять на пути; вилами по воде писано; клевать носом; закадычный друг; не в бровь, а в глаз; рукой подать; яблоку негде упасть.
5) Определите род данных существительных. Письмо, пол, варенье, задание, здание, яблоко, потолок, семья, революция, доска, химия, съезд, горе, офицер, комендант, звук, опрос, рассказ, ум, яйцо, задача, число, повар, лапша, деревня, портной, алюминий, крот, санаторий, лентяй.