1) Найти в тексте диалектные слова. Выписать в тетрадь, дать им определения.
- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
- Ведьмак жил у нас в деревне…
- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак!
2) Списать текст, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их графически, найти диалектные слова-синонимы, выписать их.
Дремл..т чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг,
Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.
Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са сер..бристая.
3) Выписать из текста необщеупотребительные слова, дат им объяснение.
Выплавка чугуна производится в огромных доменных печах. Верхняя ее половина носит название шахты и заканчивается наверху отверстием – колошником. Самая широкая часть печи называется распаром, а нижняя часть – горном. Через специальные отверстия в горне (фурмы) в печь вдувается горячий воздух или кислород. Шахта предназначена для подогрева шихты до температуры плавления.
4) Определить профессию/сферу деятельности.
1. висеть на хвосте; колесо; копало; пестун, пест; пушняк
2. калевка, зензубель, шпунтубель
3. операциональный драйв; лабу’; драммер; саундтрек; кавер-версия
4. главреж, давать мостик; зеленый спектакль; побросать, покидать текст, пройти текст ногами, чистая перемена
5. белый откат, безнал, включить счетчик, заслать, нал; челнок.
СЕГОДНЯ ДО 16:00