1. Найдите в тексте причастия. 2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы.
4. Запишите по образцу:
Бросающего – действительное, наст. время; бросать
Из всех слов могучего украинского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, ‒ из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово ‒ воля. Это слово ‒ самое дорогое и всеобъемлющее.
2. Определение разряда и времени причастий:
- "бросающего": действительное, настоящее время; образовано от глагола "бросать";
- "исполненного": страдательное, прошедшее время; образовано от глагола "исполнять";
- "шуршащего": действительное, настоящее время; образовано от глагола "шуршать";
- "поющего": действительное, настоящее время; образовано от глагола "петь";
- "сияющего": действительное, настоящее время; образовано от глагола "сиять";
- "сотворенного": страдательное, прошедшее время; образовано от глагола "сотворить".
3. Глаголы, от которых образованы эти причастия:
- "бросать";
- "исполнять";
- "шуршать";
- "петь";
- "сиять";
- "сотворить".
4. Запись по образцу:
- "бросающего" – действительное, настоящее время; глагол "бросать";
- "исполненного" – страдательное, прошедшее время; глагол "исполнять";
- "шуршащего" – действительное, настоящее время; глагол "шуршать";
- "поющего" – действительное, настоящее время; глагол "петь";
- "сияющего" – действительное, настоящее время; глагол "сиять";
- "сотворенного" – страдательное, прошедшее время; глагол "сотворить".
Вся информация о причастиях в тексте указана с подробным объяснением и обоснованием, чтобы школьнику было понятно. Теперь школьник может легко различить причастия в тексте и определить их разряд и время, а также назвать глаголы, от которых они образованы.