( ) 1.Найдите СПП. Выпишите, подчеркните грамматические основы предложений, составьте СХЕМЫ.
А) Домой надо вернуться если не к вечеру, то к полуночи обязательно.
Б) Может быть, она спрашивала не о книге, а о газете?
В ) Я в дверь и пересек сумерки помещения, которое не успел рассмотреть.
Г) Привратник был старый человек, с лицом, сморщенным, как скорлупа грецкого ореха, и в глазах его
было много черных воспоминаний и мало светлых.
Д) Дорога, проложенная из крепости, кончалась у самой воды, поэтому погрузку начали без
промедления.
2. Выпишите предложения, в которых придаточное с главным связано союзным словом (СС).
Укажите, какой частью речи являются эти союзные слова?
А) Когда ветер дул снизу, с запада, мы слышали шум многочисленных водопадов.
Б) У этого озера нет ни избушки, ни землянки для отдыха, хотя оно находится далеко за болотами.
В) Край этот закрыт от остального мира высокими горами, на которых круглый год белеют зимние снега.
Г) Где куница жила, там белки не найдешь.
Д) Он нарочно сел так, чтобы свет падал на незваного гостя.
3. В каких предложениях придаточное стоит в середине главного? (Знаки препинания НЕ
расставлены). Выпишите, подчеркните грамматические основы предложений, составьте СХЕМУ.
А) Когда вошли в рощу я заметил какую-то необычайную подавленность.
Б) Есть люди которые попав в чистое помещение с изящной обстановкой испытывают потребность ее
осквернить.
В) Рыбак указал на тропинку которая шла вдоль берега моря и с одной стороны была обсажена соснами.
Г) Книги были на разных языках и почти каждая если верить внешнему виду прожила долгую и полную
опасностей жизнь.
Д) Там куда падало солнце теснились доверчивые незабудки.
4. Найдите СПП, в главной части которых есть указательное слово; определите, каким членом
предложения оно является. Выпишите, подчеркните грамматические основы предложений, составьте
СХЕМЫ.
А) Где в апреле река, там в июле лужица.
Б) Однажды зимой я остался у них ночевать, так как поднялась сильная метель.
В) Над каждым письмом я задумываюсь подолгу, читаю не только те слова, которые написаны, но вижу
между строчками и то, о чем он молчал.
Г) Никогда не беспокой другого тем, что ты сам можешь сделать.
Д) Я знаю столько, сколько можно знать друзьям.