(1)Молчаливых птиц нет: гуси гогочут, вороны каркают, голуби воркуют, соловьи свистят... (2)Но понимают ли птицы друг друга? (3)Оказывается,
понимают! (4)Хотя, конечно, не так, как мы: у птиц нет привычных нам слов,
а есть всего лишь звуковые сигналы: сигналы призыва, сигналы тревоги.
(5) Другие птицы слышат их и ведут себя соответственно. (6)Стоит
с тревожным криком взлететь вороне, как взлетят и галки, и грачи, и скворцы.
(7)На тревожный крик сороки, увидевшей филина, сейчас же отреагируют
дрозды, зяблики, вороны. (8) Домашний петух может объявить «воздушную
тревогу», если увидит ястреба, и «наземную», когда увидит лисицу или собаку,
и все обитатели птичьего двора его поймут.
(9) Учёные записали на звуковую аппаратуру много птичьих песен
и разговоров, пытаются их расшифровать и понять. (10) Уже сейчас перестают
отгонять птиц от полей и садов выстрелами, а отпугивают сигналами тревоги.
(1) Услышав такой сигнал, птицы разлетаются в страхе — даже с дорожек
аэродромов, где их не пугают и самолёты. (12)Сигнал страха действует
надёжнее самого страшного пугала. (13) Учёные продолжают старательно
изучать сигналы птиц: ведь, если мы найдём с птицами общий язык, будет
лучше и нам.
(По Н. Осипову)
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль
текста.