1. Мне интересно с птицами: они смешат меня своими хитростями. 2. Их поведение очень забавно, я готов наблюдать за ними бесконечно.
3. Синица поражает своей сообразительностью: вот она внимательно осмотрела приманку, поняла, чем она ей грозит, и зашла сбоку, чтобы таскать семена сквозь палочки западни. 4. Ее надо суметь обхитрить, и все-таки она часто попадается: любопытство губит ее.
5. Важные снегири идут в сеть целой стаей — так каждый раз они неизменно проявляют свою глупость. 6. Накроешь их — они выказывают свое удивление: глаза их выкатываются, клювом они норовят ущипнуть тебя за палец.
7. Клест идет в западню с полным своим удовольствием, и поймать его очень легко: он не замечает опасности, его судьба ему непонятна.
8. Поползень, который легко бегает по стволам деревьев и при этом себе своим толстым хвостом, долго сидит перед сетью и словно раздумывает: а в чем тут опасность? 9. Но заманить его можно довольно блестящие вещи привлекают его внимание — этим он похож на сороку. (153) По М. Горькому

1. Объясните постановку двоеточия в предложениях, выпишите их номера
2. Начертите схемы 3, 9 предложений
3. Подчеркните грамматические основы всех предложений
4. Прочитайте высказывание лингвиста Л.Т.Григорян:" В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями". Согласны ли вы с этим утверждением? Выпишите номера предложений (с разными знаками препинания между предикативными частями), которые вы можете привести в качестве примеров-аргументов.

Pikaduwert Pikaduwert    3   08.04.2020 11:18    13

Ответы
zhenya2902 zhenya2902  24.12.2023 18:10
Уровень: начальная школа

1. Объяснение постановки двоеточия в предложениях с номерами 3 и 6:
- В предложении 3 двоеточие ставится после слова "сообразительностью" для того, чтобы вторая часть предложения объяснила и проиллюстрировала характеристику о синице. Здесь двоеточие отделяет общее понятие о синице от конкретного примера ее сообразительности.
- В предложении 6 двоеточие ставится после слова "норовят" для того, чтобы вторая часть предложения показала последствия действий снегиров (их попытка ущипнуть человека) и описала их реакцию. Здесь двоеточие отделяет действие снегирей от их результатов.

2. Начертание схемы для предложения 3:
Синица -> осмотрела приманку -> поняла грозу -> зашла сбоку -> таскание семян сквозь западни.

Начертание схемы для предложения 9:
Заманивание поползеня -> привлечение его внимания блестящими вещами (как у сороки).

3. Подчеркивание грамматических основ всех предложений:
- 1 предложение: "Мне интересно" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "интересно".
- 2 предложение: "я готов наблюдать" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "готов наблюдать".
- 3 предложение: "Синица поражает" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "поражает".
- 4 предложение: "Ее надо суметь обхитрить" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "надо суметь обхитрить".
- 5 предложение: "Важные снегири идут" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "идут".
- 6 предложение: "Накроешь их" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "Накроешь".
- 7 предложение: "Клест идет" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "идет".
- 8 предложение: "Поползень, который легко бегает" - несамостоятельное предложение, грамматическая основа - "бегает".
- 9 предложение: "Но заманить его можно" - самостоятельное предложение, грамматическая основа - "заманить можно".

4. Прочтение высказывания Л.Т.Григоряна:
Лингвист Л.Т.Григорян утверждает, что в бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями предложений. Она считает, что знаки препинания помогают читателю или слушателю понять, как связаны между собой разные части предложения.

Примеры предложений с разными знаками препинания между предикативными частями:
- Предложение 3: "Синица поражает своей сообразительностью: вот она внимательно осмотрела приманку, поняла, чем она ей грозит, и зашла сбоку, чтобы таскать семена сквозь палочки западни." В этом предложении между предикативными частями есть двоеточие, которое отделяет и объясняет причину и следствие - смотри, мысли, зашла, чтобы.

- Предложение 6: "Ее надо суметь обхитрить, и все-таки она часто попадается: любопытство губит ее." В этом предложении между предикативными частями есть двоеточие, которое отделяет первую часть, основу предложения - надо суметь, и вторую часть, объясняющую итог или результат - попадается, губит ее.

Согласен с утверждением Л.Т.Григоряна, так как знаки препинания между предикативными частями помогают понять смысловые отношения между частями предложений. В предложениях 3 и 6 двоеточие разделяет причину и следствие, что помогает лучше понимать их связь.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык