(1) Люди давным-давно заметили, что дни зимой становятся короче, а летом
длиннее. (2)Значит, промежуток времени от одного лета до другого - удобная большая мера.
(3)Её используем и мы с вами и называем годом. (4)Только в древности год начинали летом.
(5)В нашем языке и сейчас, по мнению лингвистов, существуют отголоски этого факта
(например, слова и выражения: «сколько лет?» «какие лета!», «летоисчисление»).
(6)Началом года считался самый длинный в году летний день 21 июня.
(7) Интересно, что ещё 3 – 4 тысячи лет назад люди точно знали этот день и «построили»
каменный календарь, который безошибочно его показывал. (8)Этот календарь отлично
сохранился. (9)Он находится в Англии и называется Стоунхендж. (10)Представьте себе
круглый забор из огромных камней, в середине огороженного им пространства вкопан
в землю один камень. (11)К нему ведёт построенный из огромных камней узкий коридор без. крыши. (12)В самый длинный день года лучи восходящего солнца освещают камень.
(13)Когда первый луч падает на священный камень внутри круга, это означает, что
наступило начало нового года (14)В остальные дни на камень падает тень от забора.
(15) А как разделить год? (16)365 дней – большая и не всегда удобная мера времени.
(17)На пришла Луна. (18)Люди заметили, что от полнолуния до полнолуния
проходит 30 суток. (19) Так появилась ещё одна мера времени – месяц. (20) Интересный факт
отмечают лингвисты: в лексике многих языков слово «месяц» означает и Луну, и отрезок
времени. (21)Потом месяц стали делить ещё на четыре части, а из этих четвертушек
родились недели. (22)Выходит, что все главные меры времени – сутки, месяц и год — люди
позаимствовали у природы ещё в доисторические времена, много тысяч лет назад.
(По И. Депману)
(6 класс)
1.Определите и запишите основную мысль текста.
ответ
2. Составьте и запишите план текста из 3 пунктов.
1
2
3.
3.Как, по мнению автора текста, в языке отразился поиск меры времени?
ответ.
1. Времяисчисление с природы
2.
1. Как люди раньше считали года
2. Как начали считать месяца
3. Появление недель и суток
3.
Такие фразы как "Сколько лет!" и "Какие лета!" произошли от времён, когда год начинался с лета, а слово "Месяц" - от одной из фаз Луны, с которой люди и научились мерять месяца.