1. Какой уровень языковой системы представляет слово? 2. Дайте определение слова.
3. Назовите важнейшие функции слова.
4. Что отражает лексическое значение слова?
5. Какие слова называются однозначными?
6. Какие слова называются многозначными?
7. Какая стилистическая фигура предполагает смежность предметов, явлений, называемых с одного слова, - метафора или метонимия?
8. Дайте определение понятия «лексическая сочетаемость". Проил-
люстрируйте его своими примерами.
9. Какие группы (объединения) словыделяются в лексике? 10. Приведите примеры различных объединений слов, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
2. Слово можно определить как минимальную звуковую или письменную единицу языка, имеющую смысловое значение.
3. Важнейшие функции слова в языке:
- Коммуникативная функция: слово служит для обмена информацией и передачи мыслей другим людям.
- Познавательная функция: слово помогает выражать и усваивать новые понятия и идеи.
- Эмотивная функция: слово может вызывать эмоциональные отклики у слушателя или читателя.
- Экспрессивная функция: слово позволяет выразить свои чувства, желания или намерения.
- Указательная функция: слово может указывать на объекты, события или понятия в окружающем мире.
4. Лексическое значение слова отражает его смысловое содержание. Оно определяется словом самим по себе, независимо от контекста. Например, слово "солнце" имеет лексическое значение "звезда, освещающая Землю и дарующая ей свет и тепло".
5. Однозначные слова имеют только одно лексическое значение. Например, слово "яблоко" имеет однозначное значение - "плод растения яблони".
6. Многозначные слова имеют несколько лексических значений. Например, слово "лук" может означать как овощ, так и оружие.
7. Стилистическая фигура, которая предполагает смежность предметов, явлений, называемых одним словом, называется метонимия. Например, выражение "прочитать Толстого" использует метонимию, где слово "Толстой" заменяет его произведение, например, роман.
8. Лексическая сочетаемость - это способность слова сочетаться с другими словами для образования фраз и предложений. Это зависит от семантического значения слова и его грамматических характеристик. Например, слово "большой" имеет широкую лексическую сочетаемость и может использоваться со словами "дом", "машина", "семья" и т.д.
9. В лексике выделяются следующие группы слов:
- Синонимы: слова, имеющие похожие или сходные значения. Например, "дом" и "жилище" являются синонимами.
- Антонимы: слова, противоположные по значению. Например, "горячий" и "холодный" являются антонимами.
- Гиперонимы: слова, обобщающие другие слова. Например, "фрукты" является гиперонимом для "яблоко", "груша", "апельсин" и т.д.
- Гиберонимы: слова, относящиеся к одной области или категории. Например, "мебель", "одежда" и "пища" являются гиберонимами.
10. Примеры объединений слов, связанных с будущей профессиональной деятельностью:
- Врач: лекарство, пациент, операция, диагноз, здоровье.
- Учитель: ученик, урок, знания, школа, образование.
- Инженер: конструкция, технология, проект, инновация, разработка.
- Адвокат: право, суд, арбитраж, клиент, защита.