1. Какое из корней не относится к корням с чередованием? а) гар-гор в) жиг-жег
б) мак-мок г) твер-твир
2. У какого существительного нет формы единственного числа?
а) очи в) чулки
б) каникулы г) коньки
3. Найдите неодушевленное слово.
а) кукла в) мертвец
б) голова г) домовой
4. Найдите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
а) ложь в) семья
б) мыться г) честный
5. Найдите слово, в котором все согласные звуки — звонкие.
а) катить в) холода
б) женитьба г) учиться
6. Найдите слова, в котором ударение падает на первый слог.
а) щавель в) тортов
б) звонит г) банты
7. Выберите слово с двойными согласными.
а) ис..кус..ный в) гостин..ая
б) ат..естат.. г) гал..ерея
8. Среди устаревших слов найдите то, которое не имеют синонимов в
современном языке.
а) ведать в) чело
б) дщерь г) стрелец
9. В каком слове нужен на конце Ь:
а) мяч.. в) врач..
б) фальш.. г) меч..
10. В каком слове нет суффикса -чик?
а) огурчик в) резчик
б) супчик г) стульчик
11. Укажите слово, в котором нет приставки пере- .
а) пер*мена в) пер*скоп
б) пер*оценка г) пер*кресток
12. Укажите слово, в котором допущена ошибка.
а) чащоба в) шорох
б) жонглер г) шопот
13. Укажите вариант, в котором пара слов не образует антонимы.
а) мягкий-жесткий в) дорогой - дешевый
б) смелый- трусливый г) медленный — медлительный
14. Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении.
а) медвежья нора в) медвежья походка
б) медвежья услуга г) медвежий след
15. Укажите вариант, который не является словосочетанием.
а) доброе утро в) утром свежо
б) утро свежее г) утро встало
16. Найдите вариант с фразеологическим оборотом.
а) Человек остановился и дал попутчику прикурить.
б) Никто ничего не промолвил.
в) Ребенку намылили голову, и мыло попало в глаз.
г) Студент смотал удочки с лекции.
17. Найдите фразеологизм с положительной характеристикой.
а) медведь на ухо наступил в) тяжел на подъем
б) семь пятниц на неделе г) собаку съел
18. Укажите, какие члены предложения являются в данном предложении
однородными.
Сегодня утром облака высоки и курчавы.
а) определения в) дополнения
б) сказуемые г) подлежащие
19. Укажите неологизм.
а) поэзия в) магазин
б) банк г) фастфуд
20. Найдите ошибку в пунктуации.
а) Алиса, ты хороша во всех нарядах.
б) Алиса хороша во всех нарядах.
в) Во всех нарядах, Алиса ты хороша.
г) Во всех нарядах, Алиса, ты хороша.
21. В каком предложении надо поставить одну запятую?
а) Мы шли да разговаривали.
б) Мы шли и смеялись.
в) Мы и разговаривали и смеялись.
г) Мы шли разговаривали смеялись.
22. Укажите вариант, в котором представлено слово быть и
глаголом, и существительным.
а) дрожь в)мочь
б) тишь г) печь
23. Найдите вариант с ошибкой.
а) много носков в) нет рожек
б) прочный чулок г) трое джинс
24. Укажите заимствованное слово.
а) рука в) зонтик
б) платье г) носок
25. Найдите лишнее слово.
а) Тбилиси в) Москва
б) Лондон г) Лиссабон
26. Придумайте и запишите одушевленные существительные среднего рода
( 1-3 слова).
27. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
1) работали ВСЕ
2) его НЕ ОБМАНЕШЬ
3) РУМЯНОЕ лицо
4) бежит ОЧЕНЬ БЫСТРО
5) на улице ТЕМНО
6) он вдруг ЗАМОЛЧАЛ.
28. Объясните значение и происхождение фразеологизма ПРОПИСАТЬ
ИЖИЦУ
а) гар-гор - в данном корне звук [а] чередуется с звуком [о], поэтому этот вариант не является правильным.
в) жиг-жег - в данном корне звук [и] чередуется с звуком [е], поэтому этот вариант не является правильным.
б) мак-мок - в данном корне звук [а] чередуется с звуком [о], поэтому этот вариант не является правильным.
г) твер-твир - в данном корне звук [е] чередуется с звуком [и], поэтому этот вариант является правильным.
Ответ: г) твер-твир.
2. В задании нужно найти существительное, у которого нет формы единственного числа.
а) очи - это форма множественного числа от слова "око". У этого слова есть форма единственного числа - "око", поэтому этот вариант не является правильным.
в) чулки - это форма множественного числа от слова "чулок". У этого слова есть форма единственного числа - "чулок", поэтому этот вариант не является правильным.
б) каникулы - это форма множественного числа от слова "каникулы". У этого слова нет формы единственного числа, поэтому этот вариант является правильным.
г) коньки - это форма множественного числа от слова "коньки". У этого слова есть форма единственного числа - "конек", поэтому этот вариант не является правильным.
Ответ: б) каникулы.
3. В задании нужно найти неодушевленное слово.
а) кукла - это одушевленное слово, так как обозначает предмет, имеющий признаки живого существа.
в) мертвец - это одушевленное слово, так как обозначает умершего человека.
б) голова - это одушевленное слово, так как обозначает часть тела, принадлежащую живым существам.
г) домовой - это неодушевленное слово, так как обозначает мифологическое существо, которое не является живым существом.
Ответ: г) домовой.
4. В задании нужно найти слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
а) ложь - в этом слове количество букв и звуков совпадает (4 буквы: [ло-жь], 4 звука).
в) семья - в этом слове количество букв и звуков не совпадает (6 букв: [семь-я], 5 звуков).
б) мыться - в этом слове количество букв и звуков не совпадает (7 букв: [мыть-ся], 6 звуков).
г) честный - в этом слове количество букв и звуков не совпадает (7 букв: [че-стный], 6 звуков).
Ответ: а) ложь.
5. В задании нужно найти слово, в котором все согласные звуки - звонкие.
а) катить - в этом слове есть звонкий звук [д].
в) холода - в этом слове есть глухой звук [д].
б) женитьба - в этом слове есть глухой звук [в].
г) учиться - в этом слове есть глухой звук [ч].
Ответ: а) катить.
6. В задании нужно найти слова, в которых ударение падает на первый слог.
а) щавель - ударение падает на первый слог.
в) тортов - ударение падает на второй слог.
б) звонит - ударение падает на первый слог.
г) банты - ударение падает на второй слог.
Ответ: а) щавель, б) звонит.
7. В задании нужно выбрать слово с двойными согласными.
а) ис..кус..ный - это правильный вариант, так как в слове есть двойные согласные [с] и [к].
в) гостин..ая - в слове есть только одинарные согласные.
б) ат..естат.. - в слове есть только одинарные согласные.
г) гал..ерея - в этом слове есть двойные согласные [л] и [р].
Ответ: а) ис..кус..ный, г) гал..ерея.
8. В задании нужно найти устаревшее слово, которое не имеет синонимов в современном языке.
а) ведать - это устаревшее слово, которое означает знать или иметь информацию. В современном языке его синонимом можно считать слово "знать".
в) чело - это устаревшее слово, которое означает лоб или лицо. В современном языке его синонимом можно считать слово "лоб".
б) дщерь - это устаревшее слово, которое означает дочь. В современном языке его синонимом можно считать слово "дочь".
г) стрелец - это устаревшее слово, которое означает лучник или стрелока. В современном языке его синонимом можно считать слово "лучник".
Ответ: а) ведать.
9. В задании нужно определить, в каком слове нужен на конце Ь.
а) мяч.. - в этом слове нужен на конце Ь, чтобы указать на мягкость предыдущего звука [ч].
в) врач.. - в этом слове нужен на конце Ь, чтобы указать на мягкость предыдущего звука [ч].
б) фальш.. - в этом слове нужен на конце Ь, чтобы указать на мягкость предыдущего звука [ш].
г) меч.. - в этом слове на конце Ь не нужен.
Ответ: а) мяч.., в) врач.., б) фальш...
10. В задании нужно найти слово, в котором нет суффикса -чик.
а) огурчик - в этом слове есть суффикс -чик.
в) резчик - в этом слове есть суффикс -чик.
б) супчик - в этом слове есть суффикс -чик.
г) стульчик - в этом слове есть суффикс -чик.
Ответ: б) супчик.
11. В задании нужно найти слово, в котором нет приставки пере-.
а) пер*мена - в этом слове есть приставка пере-.
в) пер*скоп