(1)Издавна на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома торговали нарядной, красочной деревянной посудой. (2)Это не обыкновенные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые, и нарисованы на них тра́вы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. (3)Такую удивительную посуду и на царский стол поставить незазорно. (4)Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. (5)Хозяйка выставляла её для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.
(6)А сделать настоящую «золотую хохлому» совсем не Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу, потом долго сушит её и покрывает тонким слоем глины: похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. (8)А золота для «золотой хохломы» и не требуется! (9)Этот секрет знали ещё иконописцы Древней Руси. (10)Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком, и чаша блестит, будто серебряная. (11)Художник мягкой кистью рисует на ней затейливый орнамент. (12)Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь — не кашу варить, а для для «закалки».
(13)И вот в печи происходит чудо: деревянная расписная чаша под воздействием температуры становится золотой, с красочным рисунком. (14)Лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. (15)Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев, и главное — мерцающий золотой фон. (16)Не боится хохлома ни жары, ни стужи: всё так же свежо и ярко будут сиять её краски, не потускнеет «золото», потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
1)напишите основную мысль текста
2)составьте и запишите план из 3 пунктов
3)Для кого, по мнению автора текста, старинные мастера создавали посуду с хохломской росписью?
4)Определите и запишите лексическое значение слова «дорогие» («дорогих») из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
(5)Хозяйка выставляла её для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.
6)Определите стилистическую окраску слова «стужа» («стужи») из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
(1)Издавна на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома торговали нарядной, красочной деревянной посудой.
7) Объясните значение фразеологизма тише воды, ниже травы, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Тише воды, ниже травы — ...
План из 3 пунктов:
1) Описание хохломской посуды.
2) Процесс создания посуды с хохломской росписью.
3) Уникальность и стойкость хохломской посуды.
По мнению автора текста, старинные мастера создавали посуду с хохломской росписью для крестьянских праздников и свадеб. Это видно из фразы "но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы." Автор подчеркивает, что такая посуда была предназначена для использования на праздничных мероприятиях среди простых людей.
Лексическое значение слова "дорогие" в предложении 5 означает "важные" или "особые". В этом предложении описывается, что хозяйка выставляла посуду для важных гостей, которые могли оценить ее красоту, хотя в ней и не было богатого угощения. В другом значении, слово "дорогие" может означать высокую цену или стоимость, например: Хозяйка усадила на стол самые дорогие торты.
Слово "стужа" в предложении 16 имеет стилистическую окраску – это лирическое или поэтическое слово, которое создает образ холода и мороза. Синонимом к слову "стужа" может быть слово "мороз" или "заморозки".
Фразеологизм "тише воды, ниже травы" означает сохранять спокойствие, не проявлять своих чувств или намерений. Например: Когда ребенок случайно разбил вазу, ее мама осталась тише воды, ниже травы и не проявила своего раздражения, чтобы успокоить ребенка и решить ситуацию спокойно.