1 Из простых предложений составьте предложения с разными видами связи. 1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.
2 Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак, что б…льная хоч…т уснуть, и все вышли п…тихоньку из св…тлицы.
3 Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
С моря (в) ответ отры…сто грянул пушеч…ный выстрел, и, когда дым лёг на св…ркавшие искрами волны, всё опять стихло.
Дополнительное лексическое задание:
- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.
- Подберите СИНОНИМ.
Пояснение: В задании требуется использовать различные виды связи между предложениями. В русском языке выделяют следующие виды связи: сослагательная, причинная, следственная, уступительная, целевая и условная.
Ответ:
1. Тучи кружились над городом, так как с самого утра.
2. Тучи заволокли небо, потому что к вечеру.
3. Было совсем не поздно, поэтому стало темно.
Обоснование:
- Предложение 1: используется связь причинно-следственная, поскольку причина (самого утра) приводит к следствию (тучи кружились над городом).
- Предложение 2: используется связь причинно-следственная, так как причина (к вечеру) приводит к следствию (тучи заволокли небо).
- Предложение 3: используется связь следственная, поскольку следствие (стало темно) является результатом предыдущего действия (было совсем не поздно).
2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
Пояснение: В данном задании требуется заполнить пропущенные буквы, объяснить орфограммы (правописание) и выделить грамматические основы (основные части слова). Также необходимо нарисовать схему предложения, которая поможет увидеть его структуру.
Ответ:
Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что боленная хочет уснуть, и все вышли постепенно из светлицы.
Обоснование:
- Пропущенная буква "о" в слове "подала" объясняется орфограммой - перед глаголом "давать" пишется сочетание "по", которое передается буквой "о".
- Пропущенная буква "л" в слове "больная" объясняется орфограммой - буква "л" после сочетания "ль" пишется, чтобы сохранить мягкость предыдущего согласного.
- Пропущенная буква "и" в слове "постепенно" объясняется орфограммой - перед глаголом "выходить" произошло слияние предлога "по" и глагола "степенно".
- Грамматические основы: Татьяна, Афанасьевна, подала, брату, знак, что, больная, хочет, уснуть, и все, вышли, постепенно, из, светлицы.
- Схема: Татьяна Афанасьевна (под...ла) брату (знак), что (б...льная) хоч...т (у...снуть), и все(вышли) (п...т...хоньку) из св...тлицы.
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, начертите схему предложения.
Пояснение: В данном задании требуется заполнить пропущенные буквы, объяснить орфограммы и выделить грамматические основы. Также необходимо нарисовать схему предложения.
Ответ:
С моря в ответ отрыгнул пушечный выстрел, и, когда дым лег (на) сверкавшие искрами волны, всё опять стихло.
Обоснование:
- Пропущенная буква "е" в слове "лег" объясняется орфограммой - после глагола "лечь" пишется буква "е".
- Грамматические основы: С моря, в ответ, отрыгнул, пушечный, выстрел, и, когда, дым, лег, на, сверкавшие, искрами, волны, всё, опять, стихло.
- Схема: С моря (в) ответ (отры..сто) (грянул) пушеч..ный (выстрел), и, (когда) (дым) (лёг) (на) св..ркавшие / искрами (волны), всё опять (ст..хло).
Дополнительное лексическое задание:
- Значение слова "СВЕТЛИЦА": Светлица - это основное помещение в доме, где обычно находится источник света (лампа, свеча) и которое используется для освещения и проведения домашних дел.
- Синоним слова "СВЕТЛИЦА": Фонарь.