(1)Это было давно, лет, может, сорок назад. (2)Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей ямы, поросшей ивой, увидел птицу.
(3)И всякий год — вот так. (4)Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это та давняя птица каким-то чудом уцелела и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.
(5)Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
(6)Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...». (7)Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
(8)Не при к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. (9)Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.
(10)Как идёт коростель, где, какими путями, мало кто знает. (11)Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. (12)На гербе города изображён коростель. (13)В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. (14)Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту.
(15)Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и, если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
(16)Но я живу далеко от Франции. (17)Много уже лет живу и всякого навидался. (18)Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
(19)Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? (20)Зачем?
Нужен аргемент самовоспитания из текста