(1) Есть неоспоримые истины, никак не проявляющиеся в человеческой деятельности из-за нашей лени или невежества. (2) Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. (З) Она заключается в том, что знание всех соседних областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придает особую выразительность его прозе. (4) Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. (5) Это все добавочные богатства прозы, как бы ее дополнительные цвета.
(б) Невозможно поверить писателям, не любящим поэзию и живопись. (7) В лучшем случае это люди с несколько ленивым и высокомерным умом, в худшем — невежды.
(8) Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник. (9) Если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни.
(10) Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не остается в памяти, кроме сутолоки серых людей. (11) Мучительно стараешься увидеть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты. (12) И действие этих рассказов, повестей, романов происходит среди какого-то студенистого дня, лишенного красок и света, среди вещей только названных, но не увиденных автором и потому нам, читателям, не показанных. (13) Такие повести и романы хочется разбить, как наглухо заклеенное окно в душной и пыльной комнате, чтобы со звоном полетели осколки и сразу же хлынули снаружи ветер, шум дождя, крики детей, гудки паровозов, блеск мокрых мостовых, — ворвалась бы вся жизнь с ее беспорядочной на первый взгляд и прекрасной пестротой света, красок и шумов.
(К.Г. Паустовский)
А28. В каком предложении выражена основная мысль автора?
1) 1 2) 3 3) 8 4) 13
А29. Определите стиль и тип речи.
1) художественный; описание
2) разговорный; повествование
3) публицистический; рассуждение
4) научный, рассуждение
А30. Укажите предложение, в котором используются контекстуальные синонимы.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
B1. Из предложений 1—2 выпишите слово, образованное приставочным .
B2. Из предложений 5—7 выпишите все причастия.
B3. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.
B4. Среди предложений 1—9 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
B5. Среди предложений 6—12 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.
B6. Среди предложений 6—13 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных цели. Напишите номер этого предложения.
B7. Среди предложений 1—7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при указательного и определительного местоимений. Напишите номер этого предложения.
В8. «Усиление общего значения и впечатления достигается за счет использовании___(предложение 10) и___(предложения 10, 11, 13).
Для выявления контраста понятий в предложениях 8, 9 автор прибегает ___. А для того чтобы показать, насколько области искусства расширяет и обогащают мир, писатель использует в предложении 3___.
Список терминов:
1) градация
2) литота
3) антитеза
4) ирония
5) метафора
6) эпитет
7) вопросно-ответная форма изложения
8) ряды однородных членов
9) риторический вопрос