(1)Две с половиной тысячи лет назад персидский царь Дарий, покоритель многих стран, получил от скифов Причерноморья престранное письмо. (2)Вот, затрепетав крыльями, выпорхнула выпущенная на свободу птица... (З)Юркнула в траву пугливая мышь... (4)3ашлёпала в сторону лягушка... (б)Наконец послание завершил пучок стрел. (б)Не надо было долго ломать голову, чтобы понять его смысл. (7)В образной, предметной форме письмо скифов предлагало воинам Дария уйти подобру-поздорову: дескать, если вы не улетите, как птицы, не ускачете, подобно лягушкам, и не скроетесь, как мыши, то пеняйте на себя падёте под нашими стрелами. (8)В живом письме скифов птица, лягушка и мышь служили всего лишь символами. (9)Но история знает и таких животных, которые вполне самостоятельно справляются с ролью почтальонов, доставляя весточки нужному адресату. (10)Оказывается, что легче всего сделать исполнительными связистами птиц. (11) А чемпионом среди них по праву является домашний голубь. (12)Голубиная почта была известна ещё в древности. (13)Римские патриции* имели обыкновение, находясь в театре, держать птиц за пазухой, чтобы при необходимости переслать с ними поручение домашней прислуге. (14)Не только римляне, но и египтяне, и древние греки за много веков до нашей эры пользовались голубиной почтой. (15)Крылатые гонцы доставляли сообщения о стихий-ных бедствиях, военных победах и поражениях. (1б)Около десяти веков назад на территории нынешнего Ирана существовала целая сеть почтовых башен с голубями чем не телеграф! (17)В те времена хороший почтарь ценился наравне с чистокровным арабским скакуном. (По В. Краснопевцеву)
* Патриций аристократ в Древнем Риме (первоначально вообще коренной житель римского государства, не относящийся к низшим классам).
Задания:
1.Почему письмо скифов названо «живым»?. 2. Найдите в тексте фразеологические обороты и выпишите их. 3. Найдите в тексте словосочетание, которым автор называет голубей-почтальонов, и запишите его. 4. Из предложений 14-17 выпишите антонимы 5. Среди предложений 1-7 найдите слово с чередующейся гласной в корне и выпишите его. 6. Выпишите из текста слово(-а) с орфограммой правописание О и Ё после шипящих в
суффиксах. 7. Найдите в тексте краткое прилагательное и выпишите его.
8. Найдите в тексте имя прилагательное, приставка в котором обозначает высшую степень признака, и выпишите его. 9. Выпишите из текста все союзы. Определите, какие они, сочинительные или подчинительные. 10. Найдите в тексте глагол(-ы) в форме повелительного наклонения и выпишите его (их). 11. Выпишите из текста все деепричастия и определите их вид. 12. Выпишите из текста производный предлог. С каким падежом он употреблён? 13. Выпишите частицы. 14. Среди предложений 12-17 найдите предложения с однородными членами и перечислите их номера. 15. Определите стиль текста. 16. Определите тип текста.
17. Выпишите из текста все причастия. НАДО СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ЗАДАНИЯ ИЗ ТЕКСТА
2. Фразеологическими оборотами в тексте являются: "лицом к лицу", "подобно лягушкам", "падёте под нашими стрелами", "служить символами".
3. Автор называет голубей-почтальонов словосочетанием "голубие гонцы".
4. Антонимы из предложений 14-17: "стихий-ные" - "военных", "голубиная" - "чистокровным".
5. В предложении 7 найдено слово с чередующейся гласной в корне - "пеняйте".
6. Слова с орфограммой правописания "О" и "Ё" после шипящих в суффиксах не встречаются в тексте.
7. Краткое прилагательное в тексте не встречается.
8. Имя прилагательное с приставкой, обозначающей высшую степень признака в тексте не встречается.
9. Союзы в тексте: "и", "но", "что", "если", "то". Все они подчинительные союзы.
10. В тексте нет глаголов в форме повелительного наклонения.
11. Деепричастия в тексте не встречаются.
12. Производный предлог в тексте не встречается.
13. Частицы в тексте не встречаются.
14. Предложения с однородными членами в предложениях 12-17: нет таких предложений.
15. Стиль текста - научно-популярный.
16. Тип текста - описательный текст.
17. Примечание: В тексте нет причастий.