1. дополнение
1.1. прочитайте текст. вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. выпишите прямые и косвенные дополнения.
я теперь живу в другом конце города и изре__ка заезжаю к тете оле. недавно я снова побывал у нее. мы с__дели за летним столиком, пили чай, делились новостями. а рядом на клумбе полыхал большой к__вер маков. одни осыпались, р__няя на землю лепестки, точно искры, другие только ра__крывали свои языки. а снизу, из влажной, полной жизне__ой силы з__мли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (е.и. носов "живое пламя")
1.2. составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. укажите падеж и склонение.
доверие, семья, поединок, рассвет, местность.
2. определение
2.1. найдите в предложения определения и подчеркните их, укажите вид.
1. задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (с. есенин.)
2. по стенам тянулись толстые трубы парового отопления. (с. баруздин.)
3. у него была необыкновенная и своеобразная рассказывать. (а. )
2.2. замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное»
соломенная шляпка, апельсиновый джем, морской запах, янтарные бусы, солнечные лучи
составьте предложения с данными словосочетаниями. обозначьте определения.
2.3. составьте предложения с данными глаголами в неопределенной форме так, чтобы они выполняли роль определений.
учиться, путешествовать,улыбаться,мечтать,отдохнуть
2.4. найдите приложения в следующих предложениях:
1. и эти обыкновенные мышиные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.
2. коня взял к себе мельник панкрат .
3. лев толстой ездил в город орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «воскресение».
4. девочке стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом-корзинщиком
5. старинный вальс «осенний сон» играет гармонист.
Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой куст маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е.И. Носов "Живое пламя")
В данном тексте пропущены следующие орфограммы:
- изре**д**ка (пишется с буквой "д", так как слово образовано от глагола "зреть" и имеет значение "время от времени");
- с**е**дели (пишется с буквой "е", так как слово образовано от глагола "сидеть" и имеет значение "находиться, проводить время в каком-либо месте");
- маков (пишется с буквой "в", так как это слово является множественным числом от слова "мак");
- р**о**няя (пишется с буквой "о", так как слово образовано от глагола "ронять" и имеет значение "опускать вниз, отпускать");
- раскр**ы**вали (пишется с буквой "ы", так как слово образовано от глагола "раскрывать" и имеет значение "открывать");
- жизн**е**ной (пишется с буквой "е", так как слово образовано от словосочетания "жизнь" + "её");
- з**е**мли (пишется с буквой "е", так как слово образовано от словосочетания "земля" + "ее").
Прямые дополнения в предложении:
- живу В ЧЕМ? - в другом конце города;
- заезжаю К С КЕМ? - к тете Оле;
- побывал ГДЕ? - у нее.
Косвенные дополнения в предложении:
- снова побывал У КОГО? - у нее.
1.2. Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.
Доверие:
- Подлежащее: Доверие - первое условие успешного отношения.
- Дополнение: Я испытываю доверие к своим близким друзьям. (Падеж: косвенный, склонение: винительный)
Семья:
- Подлежащее: Семья - это основа общества.
- Дополнение: Я провел лето с семьей на даче. (Падеж: прямой, склонение: звательный)
Поединок:
- Подлежащее: Поединок - мероприятие для показа мастерства.
- Дополнение: Ожидается поединок между двумя сильными бойцами. (Падеж: прямой, склонение: предложный)
Рассвет:
- Подлежащее: Рассвет - самое красивое время суток.
- Дополнение: Они наблюдали рассвет с вершины горы. (Падеж: прямой, склонение: винительный)
Местность:
- Подлежащее: Местность - отражение особенностей природы.
- Дополнение: Исследователи исследовали местность в поисках редких животных. (Падеж: прямой, склонение: предложный)
2.1. Найдите в предложения определения и подчеркните их, укажите вид.
1. Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)
- Задремали звезды золотые - причастное определение (вид: качественное);
- задрожало зеркало затона - причастное определение (вид: свойственное);
- брезжит свет на заводи речные - глагольное определение (вид: прямое);
- румянит сетку небосклона - глагольное определение (вид: прямое).
2. По стенам тянулись толстые трубы парового отопления. (С. Баруздин.)
- толстые трубы парового отопления - именное определение.
3. У него была необыкновенная и своеобразная рассказывать. (А. Чехов)
- необыкновенная и своеобразная - причастные определения (вид: качественные);
- рассказывать - глагольное определение (вид: прямое).
2.2. Замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное».
- соломенная шляпка -> шляпка из соломы
- апельсиновый джем -> джем из апельсинов
- морской запах -> запах моря
- янтарные бусы -> бусы из янтаря
- солнечные лучи -> лучи солнца
Примеры предложений с данными словосочетаниями:
- Я надел на голову шляпку из соломы.
- Мама приготовила джем из апельсинов на завтрак.
- На побережье я почувствовал запах моря.
- Она украшала свою шею бусами из янтаря.
- Летние дни сопровождались яркими солнечными лучами.
2.3. Составьте предложения с данными глаголами в неопределенной форме так, чтобы они выполняли роль определений.
- Она имеет способность учиться быстро.
- Путешествование - прекрасный способ расширить свой кругозор.
- Её улыбка всегда вызывает положительные эмоции.
- Мечть о достижении успеха мотивирует к действиям.
- Отдых - важный компонент здорового образа жизни.
2.4. Найдите приложения в следующих предложениях:
1. И эти обыкновенные мышиные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.
Приложение: мышиные глазки-бусинки.
2. Коня взял к себе мельник Панкрат.
Приложение: к себе.
3. Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение».
Приложение: в город Орёл.
4. Девочке стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом-корзинщиком.
Приложение: с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом-корзинщиком.
5. Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.
Приложение: играет гармонист.