1) Домик Циолковских в Калуге стоит в конце очень круто бегущей к Оке улочки и нынче отличается от соседних домиков разве что аккуратностью подкраски, мемориальной доской на фасаде и двумя грубыми, нелепыми вазонами подле дверей. (2) По величине, архитектуре и внутренней своей планировке он как все; тысячи людей в России живут в таких домиках. (3) И всѐ-таки этот совсем необыкновенный, единственный для нас, в веках своим великим и странным хозяином. (4) О домике этом написано немало статей и книжек. (5) Ещѐ больше – о Циолковском. (6) Может быть, о Циолковском чересчур много написано. (7) Вернее, чересчур много одинакового. (8) И все уже заучили цитату о том, что Земля – колыбель разума и что нельзя вечно жить в колыбели. (9) Такое упорное цитирование – непременная составная часть елея; и Циолковский, став гранитным и бронзовым, невольно как бы начал отодвигаться от живых людей. (10) Этого никак нельзя допустить, ибо даже в числе гениев всех времѐн и народов человек этот является выдающимся. 11) Как же так случилось, что глухой с детства человек, по существу самоучка, книжник, в светѐлке маленького домика, вдали от университетов и институтов, отнюдь не обласканный вниманием коллег, скромнейший школьный учитель, вдруг преподал человечеству урок гениального научного предвидения? (12) Я хожу по калужскому домику, с педантичностью истового экскурсанта разглядываю модели и инструменты, часы и слуховые трубки, выписываю имена с корешков книг на полке, ищу – и не нахожу ответа. (13) В общем-то есть ответ – гений. (14) Но что это? (15) Пушкин – гений, и Эйнштейн – гений. (16) Что может их объединять? (17) Не знаю, но думаю почему-то, что, разговорись Пушкин с Эйнштейном, им не было бы скучно: каждый почувствовал бы масштабность собеседника. (18) Но тогда что объединяет Циолковского и с Пушкиным, и с Эйнштейном? (19) Необыкновенное уважение к своему труду. (20) Сознание нужности, важности и значимости своей работы. (21) Отказов и хулительных отзывов, которые Циолковский получал на свои статьи, хватило бы и на десятерых. (22) Их было вполне достаточно для того, чтобы эти десятеро забросили все свои проекты. (23) Циолковский не забросил. (24) «Мы, наученные историей, должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач, - писал он. – (25)Надо искать их причины и устранять их». (26) Это не декларация – так он жил.
1. Какая мысль отражена в тексте?
1) Дом, в котором жил Циолковский,- памятник архитектуры.
2) Земля- колыбель разума
3) Циолковский- выдающийся человек.
4) Учение Циолковского в наше время потеряло свою значимость.
2. Что, по мнению автора, объединяет гениальных людей?
1) Все гениальные люди- самоучки.
2) Уважение к своему труду, сознание важности и значимости своей работы.
3) Осознание своей масштабности.
4) Мужественность и настойчивость.
3. Определите стиль текста. 1) научно-популярный
2) публицистический
3) художественный
4) научный
4. Какие типы речи представлены в тексте?
1) описание и повествование
2) повествование с элементами рассуждения
3) рассуждение и повествование
4) рассуждение с элементами описания и повествования
5. Из предложений 10-12 выпишите слово, образованное сложносуффиксальным Из предложений 18-20 выпишите слово, образованное приставочным Из предложений 3-7 выпишите имя существительное, образованное суффиксальным имеющее уменьшительно-ласкательное значение.
8. Из предложения 17 выпишите все частицы.
9. Из предложений 19-25 выпишите числительное
10. Из предложений 8-10 выпишите деепричастие.
11. Из предложений 10-12 выпишите прилагательное в форме превосходной степени.
12. Из первого абзаца выпишите страдательное причастие времени.
13. Из последнего абзаца выпишите прилагательное в форме