(1)Что такое культура, зачем она нужна? (2)Что такое культура как система ценностей? (3)Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (4)Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире. (5)Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. (6) Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
(7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же выстоять Ленинграду!
(9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьёзных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
(13)Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности . (14)Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. (15)Да что там «народ»! (16)Нас и так уже иначе как «населением» не называют. (17)Так должны же мы как-то отстаивать себя.
(В.Непомнящий)
1. Цель текста?
2. Проблемы, затрагиваемые автором?
3. Тип речи?
4. Стилевые черты?
5. Жанр?
Цель данного текста - объяснить важность и необходимость обучения гуманитарным наукам, в частности, литературе, и привести аргументы об их значимости для развития культуры, ценностей и национальной безопасности.
Проблемы, затрагиваемые автором:
Автор обозначает несколько проблем. Во-первых, автор рассматривает вопрос о значимости культуры и ее роли в образовании. Он предлагает, что культура - это противоядие пошлости и нравственному уродству, и утверждает, что без гуманитарного образования мы теряем свою национальную идентичность. Во-вторых, автор подчеркивает важность литературы и утверждает, что она является основой русской культуры и поддерживала страну во время войны. Наконец, автор подчеркивает, что уроки литературы должны не только обучать навыкам письма, но и приобщать к высокой культуре и нравственным ценностям.
Тип речи:
Текст представляет собой публичное выступление или речь, адресованную аудитории (возможно, школьникам или учителям), с целью обоснования и убеждения в важности гуманитарного образования.
Стилевые черты:
Автор использует эмоциональный и энтузиастический тон, чтобы подчеркнуть важность своего сообщения. Он также часто использует повторение и риторические вопросы для акцентирования внимания на утверждениях. Присутствуют элементы публицистического стиля - автор использует свое мнение, чтобы подкрепить свои аргументы, и использует примеры из реальной жизни, такие как цитаты известных авторов и сочинений, чтобы иллюстрировать свою точку зрения.
Жанр:
Данный текст можно отнести к публицистическому жанру, так как автор выражает свое мнение, использует аргументацию и публицистические техники, чтобы убедить аудиторию в правильности своих утверждений.