1)бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. 2) если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки. 3)однажды ночью сидел я за письменным столом. 4) ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. 5) вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. 6) они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. 7) мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. 8) потом я догадался, что слышал возню ежей. 9) ежи — полезные зверюшки. 10) они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. 11) на зиму ежи засыпают. 12) их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (по и. соколову-микитову) . 1. озаглавьте текст. 2. какова основная мысль текста? 3. укажите средство связи предложений 5 и 6. 4. перечислите разноспрягаемые глаголы. почему они так называются? 5. выпишите из текста группами по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов (словосочетания) 6. выпишите по 2 глагола в форме настоящего и времени и будущего времени. определите наклонение. 7. образуйте от выписанных в 6 глаголов форму условного наклонения. как пишется частица бы с глаголами? 8. найдите в тексте глаголы, употреблённые в форме повелительного наклонения. объясните их правописание. 9. в каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а к каком – на –ите и –ете? примеры из текста. 10. выпишите из последнего абзаца все глаголы, определите их вид и спряжение. 11. выпишите глагол с суффиксом –ыва- объясните его правописание. 12. выполните синтаксический разбор предложения 12. 13. подберите синонимы к словам: доноситься, радоваться. 14. поставьте ударение в словах: премирует, звонят, формировать, . 15. определите значение фразеологизмов: куры не клюют, за тридевять земель, во весь дух, съесть собаку, стреляный воробей.
-=
Прислушайся к голосам природы и узнаешь много интересного.
Они ( местоимение).
Хотеть , бежать и производные от них. Они в разных формах имеют разное спряжение.
Бросьте дела, слышал возню - переходные ( сочетаются с вин.п. без предлога).
Не боятся никого, борются с мышами ( непереходные).
сидел (изъяв. накл.), была (изъяв.).Настоящее: уничтожают (изъяв.), засыпают (изъяв.). Будущее: услышите (изъяв.), будете прислушиваться ( изъявит.)
7. Частица бы пишется с глаголами раздельно .Сидел бы, была бы, уничтожили бы, засыпали бы, услышали бы, прислушивался бы.
8. Бросьте ( мягкий знак перед - те после соглас.) , выйдите.
9.Только на -ите в повелительном, а на -ите и -ете — в условном и изъявительном.Повелительное: выйдите; изъявительное: будете (прислушиваться),.
Причиняют ( несов.в., 1 ) , не боятся ( несов.в., 2 ) , уничтожают ( 1, несов. ) , борются , засыпают, прикрывают - 1 спр., несов.в., спят ( несов.в., 2 спр.).
Прикрывают - прикрываю ( в 1 л. ед. ч. ЫВА сохраняется.
12) Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. Повест., невоскл., сложное, союзное, сложносочиненное, два части. 1. Распр., двусост. Основа : сугробы прикрывают - =. Опред. : их, маленькие ~ снежные ~ Дополнение : берлоги. 2. Распр., двусост. Основа : они спят -=. Дополн. : в них. Обстоят. : всю зиму, преспокойно -.-.-
13. Доноситься - слышаться, радоваться -... веселиться, торжествовать, радоваться...
14. ПремирУет, звонЯт, формировАть, баловАть
15 .За тридевять земель – очень далеко, во весь дух – изо всех сил , куры не клюют ( много), съесть собаку - всё знать, стреляный воробей - очень опытный.