(1)байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. (2)редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на байкале, словно ввиду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (3)ты уже тем, кажется, отмечен и выделен, что стоишь на этом берегу, дышишь этим воздухом и пьёшь эту воду. (4)нигде больше не будет у тебя ощущения столь полной и столь желанной слитности с природой и проникновения в неё: тебя одурманит этим воздухом, закружит и унесёт над этой водой так скоро, что ты не успеешь и опомниться; ты побываешь в таких заповедных угодьях, которые и не снились нам; и вернёшься ты с удесятерённой надеждой: там, впереди, обетованная )а очищающее, а вдохновляющее, а взбадривающее и душу нашу, и помыслы действие (6)ни учесть, ни пометить его нельзя, его опять таки можно только почувствовать в себе, но с нас достаточно и того, что оно существует. (7)вернувшись однажды с прогулки, л. н. толстой записал: (8)«неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (9)всё недоброе и в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра». (10)природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. (11)и как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока ещё рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли крепится наше благоразумие и благодеяние? ! (12)это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза душами умерших и неродившихся, тех, кто был до нас и будет после нас. (13)и разве все мы не слышим этот зов? (14)когда то эвенк на берегу байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки зато, что вынужден её погубить. (15)теперь мы стали иными. (16)и
всё таки не оттого ли и в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, как двести и триста лет назад, а над самим батюшкой байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой, в том числе и им? ! (17)за добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного (18)байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. (19)он никогда не отказывался человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасорённым, а жизнь в нём и вокруг него — неиспорченной. (20)это прежде всего необходимо нам. (21)байкал, (22)он давно уже стал символом наших отношений с природой, и оттого, быть или не быть в чистоте и сохранности байкалу, зависит ныне слишком многое.
(в. распутин)
ответы к b1 – b3 запишите словами.
в1. укажите образования слова сохранность (предложение 22).
в2. выпишите из предложений 1–4 частицы.
в3. укажите вид подчинительной связи в словосочетании вернувшись с прогулки (предложение 7).
ответы к в4 – в8 запишите цифрами.
в4. среди предложений первого абзаца найдите предложения с вводными словами. укажите номера этих предложений.
в5. среди предложений 18–22 найдите предложение, осложнённое приложением с уточняющим значением.
в6. среди предложений 10–17 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением частей.
в7. найдите в первом абзаце предложение, связанное с предыдущим при лексического повтора и инверсии. укажите номер этого предложения.
в8. прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя а29–а31, в1– в7. в этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«в начале третьего тысячелетия человечество задумалось над проблемой сохранения природы и окружающего нас мира. валентин распутин, родившийся в сибири, воочию убедившийся в том, что грозит нашей природе, пишет о байкале, называя его батюшкой и символом наших отношений с природой. острый публицистический пафос текста создается использованием __ (предложения 5, 8, 11, 16), и нощно, возвращаем сторицей), __ , как языковых, так
и контекстуальных (в предложениях 1, 6, 10). яркими синтаксическими приёмами стали __ (в начале 2, 4 предложений)».
список терминов:
1) инверсия
6) публицистическая лексика
2) парцелляция
7) анафора
3) литота
8) сравнение
4) антонимы
9) риторические вопросы и восклицания
5) фразеологизмы