1
(1)Последний день перед Рождеством и наступила зимняя ясная ночь.
(2)Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (3)Морозило сильнее, чем с утра.
(4) Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
(5)Месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег.
(6)Тут через трубу одной хатыклубами повалился дым и пошел тучею по небу.
(7) Вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
(8) А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькнула вверху.
1.1 расставьте недостающие знаки препинания
1.2. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением – «неполнота действия».
1.3. Выпишите номера сложносочиненных предложений. Постройте схему
каждого предложения.
1.4. Произведите синтаксический разбор (анализ) предложений 1, 6.
1.5. Выпишите номера предложений, которые содержат подчинительную
связь.
1.6. Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок. Докажите
свою точку зрения (объем высказывания не менее 5 фраз).
1.7. Укажите, какие функционально-смысловые типы речи присутствуют в
данном фрагменте. Приведите примеры из текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. ; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п. ; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка) , развитие события, конец события (развязка) . Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.
Объяснение: