Задание1. Выделите элементы коммуникативного процесса. Генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с менеджерами
магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового обслуживания
населения на совещании.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых
систем. Знаковые системы, которые используются в коммуникативном
процессе лежат в основе двух традиционно выделяемых видов коммуникации:
Вербальной (с речью в качестве знаковой системы);
Невербальной (с использованием различных неречевых
знаковых систем).
Речь является самым универсальным средством коммуникации. Она
представляет собой исторически сложившуюся форму общения человека с
другими людьми посредством языка. Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Степень и точность понимания слушающим смысла высказывания будет
очевидна коммуникатору только тогда, когда реципиент заговорит, превратится
т.о. в коммуникатора и даст знать как он понял принятую информацию.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его
психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе
невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. В
психологии выделяют пять форм невербальной коммуникации:
¾ Кинесику;
¾ Паралингвистику и экстралингвистику;
¾ Проксемику (пространственно-временную организацию
коммуникативного процесса);
¾ Визуальное общение;
¾ Такесика.
Каждая из указанных форм общения использует свою знаковую систему.
Кинесика – это система средств общения, включающая в себя жесты,
мимику, пантомимику. В целом кинетическая система предстает как отчетливо
воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук- тогда
мы имеем жестикуляцию; лица - тогда мы имеем мимику; позы - тогда мы
имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает
эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает
нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении,
например, одних и тех же жестов в различных национальных культурах.
Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное
значение: согласие у русских, отрицание у болгар.
1. Генеральный директор торговой фирмы и менеджеры магазинов - это коммуникаторы, т.е. участники коммуникативного процесса, которые обмениваются информацией.
2. Совещание - это среда, в которой происходит коммуникация. В данном случае, это организованное событие, предназначенное для обсуждения вопросов качества торгового обслуживания.
3. Знаковые системы - представляют собой средства передачи информации. В данном случае, вербальная система (речь) и невербальные системы (кинесика, паралингвистика, экстралингвистика, проксемика, визуальное общение и такесика) используются для коммуникации.
4. Речь - это основное средство коммуникации. Генеральный директор кодирует информацию при говорении, а менеджеры декодируют информацию при слушании.
5. Понимание - реципиент (в данном случае, менеджеры магазинов) должны правильно понять смысл высказывания коммуникатора. Реципиент заговаривает и передает информацию обратно коммуникатору, чтобы показать, как он понял принятую информацию.
6. Невербальное поведение - это дополнительный способ коммуникации, который выражает психические состояния человека. В данном случае, показаны различные формы невербальной коммуникации, такие как жесты, мимика, пантомимика и пространственно-временная организация коммуникативного процесса.
7. Знаковые системы невербальной коммуникации - каждая из форм невербальной коммуникации использует свою знаковую систему. Например, кинесика использует жесты, мимику и пантомимику, а проксемика использует пространственно-временную организацию коммуникации.
Таким образом, в данном коммуникативном процессе выделяются генеральный директор и менеджеры магазинов (как коммуникаторы), совещание (как среда коммуникации), речь (как основное средство коммуникации), понимание (как цель коммуникации), невербальное поведение (как дополнительный способ коммуникации) и знаковые системы в рамках невербальной коммуникации.