Задание 5. Проанализируйте предложенные ситуации, указав, какие психологические барьеры используются для описания реакций:
1. «Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени
отпуская критические замечания. Это ее, наконец, выводит из себя, и она
говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально
все делаешь, чтобы мне настроение испортить!»
2. «Дочь возвращается в 1:30 ночи, хотя обещала прийти в 12 часов. Мать ей
говорит: «Я теперь знаю, что тебе совершенно нельзя верить. Какая ты бессовестная! Целый месяц ты никуда из дому не выйдешь!»
3. «У вас гости. Но ребенок мешает вам, отвлекая внимание гостей своими
кувырками и прыжками на диване. «Ты что, не видишь, что нам всем это уже
надоело? Иди в свою комнату и не вылазь оттуда, пока мы не закончим!»
4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего достаточно
шумного дня рождения. В квартире – горы грязной посуды, мусор на полу, запах
табачного дыма. Обе очень устали, но дочь довольна праздником, мать –
раздражена. Мать говорит: «Кому нужны эти шумные праздники? Неужели
нельзя пригласить только пару самых близких друзей? А еще лучше – друга бы
себе завела. Все-таки 25 лет исполнилось, а у тебя – только эти дурочки в
подружках ходят. Вот и убирай сама все после своих друзей!» Дочь отвечает:
«Кого хочу, того и приглашаю – мой день рожденья! Не порть мне праздник!
Пошла бы куда-нибудь – все спокойнее было бы!»
1. В данной ситуации появляется психологический барьер под названием "общий вывод". Жена делает вывод, что муж намеренно издевается над ней и специально испорченное настроение. Она связывает его критические замечания с его намерением ее задеть, хотя это может быть не его намерение, а просто его внутреннее состояние на данный момент.
2. Во второй ситуации можно заметить применение психологического барьера, известного как "генерализация". Мать делает обобщающее заключение, что дочь совершенно непригодна для доверия и в связи с этим строго наказывает ее, устанавливая долгий запрет на выход из дома. Мать обобщает одно неблагоприятное поведение дочери на все ее будущие действия.
3. В третьей ситуации видно применение психологического барьера под названием "недостаток эмпатии". Родители не проявляют понимания и эмпатии к ребенку, который хочет привлечь к себе внимание и быть в центре внимания. Вместо того, чтобы найти компромисс или понять потребности ребенка, родители проявляют раздражение и требуют, чтобы ребенок ушел в свою комнату.
4. В последней ситуации можно наблюдать применение психологического барьера "критика". Мать выражает свое недовольство относительно состояния квартиры и строит критические замечания в адрес дочери, связывая ее день рождения с нежелательной шумной компанией. Она критикует выбор друзей своей дочери, что может вызывать у дочери негативные эмоции.
Пожалуйста, обратите внимание, что психологические барьеры мы используем в подобного рода заданиях для описания различных механизмов, которые люди применяют в коммуникации и взаимодействии друг с другом. Они могут помочь нам лучше понять, почему люди реагируют определенным образом и какие процессы происходят в их мозгу.