Задача 12. На консультацию пришла женщина (35 лет, замужем, медработник в пенитенциарном учреждении) с повлиять на дочь-подростка (единственный ребенок в семье), которая начала встречаться с мальчиком из интерната. Со слов матери, мальчик болен туберкулезом, умственно недоразвит и из неблагополучной семьи. Попытки родителей повлиять на дочь не увенчались успехом, и, со слов матери, последняя надежда для них – разговор психолога с девочкой, в ходе которого необходимо убедить ее расстаться с мальчиком. В ходе первой встречи мама была очень взволнована, просила не раскрывать для дочери цель ее прихода к психологу. Было установлено, что мать преимущественно ориентирована на контроль, использует директивные формы воздействия по отношению к дочери(категорически запрещает встречаться с мальчиком), испытывает множество страхов, которые особенно проявились во время знакомства девочки с молодым человеком (страх, что девочка вступит в интимные отношения с ним, страх, что она заболеет, уйдет из дома, бросит учебу и т. д.).
Как поступить психологу с точки зрения соблюдения Кодекса психолога? Какие этические аспекты необходимо учитывать?
1. В данном случае, первоочередной задачей психолога является защита интересов и благополучия ребенка. В соответствии с Кодексом психолога необходимо установить связь с девочкой и создать доверительные отношения, чтобы лучше понять ее мотивы и стремления.
2. Психолог должен учесть, что ребенок имеет право на свободу выбора и принятие собственных решений в соответствии со своими ценностями и благополучием. Поэтому, психолог не должен принимать сторону и учить девочку тому, что правильно или неправильно в ее ситуации. Вместо этого, психолог может помочь девочке рассмотреть все возможные последствия ее выбора и поддержать ее в принятии информированного решения.
3. Психолог должен разрешить ситуацию с конфиденциальностью, особенно учитывая, что мать девочки просила не раскрывать цель ее прихода к психологу. Конфиденциальность является основным принципом психологической работы, за исключением случаев риска для жизни или безопасности ребенка, а также в пределах соблюдения законодательства.
4. Отношения с матерью также являются важным аспектом в данной ситуации. Психолог должен поддерживать профессиональное и эмпатичное отношение к матери, учитывая, что она испытывает множество страхов и забот о будущем своей дочери. Однако, психолог также должен помочь матери осознать, что ее строгость и контроль могут препятствовать дальнейшему развитию доверительных отношений с дочерью.
5. Психолог должен обратиться к своим знаниям о туберкулезе и умственной отсталости, чтобы выработать информированный подход к диалогу с девочкой. Важно учесть, что данные о состоянии мальчика должны быть подтверждены, чтобы избежать распространения недостоверной информации.
В сумме, психолог должен учесть и соблюдать принципы благополучия ребенка, свободы выбора и конфиденциальности, а также уделять внимание развитию открытого и доверительного отношения с ребенком и ее матерью. Успех работы психолога в данном случае заключается в помощи девочке осознать последствия ее выбора и поддержке ее в принятии информированного решения.