Во и задания
1. Проанализируйте приведенный ниже отрывок из повести
Н. Носова и ответьте на следующие во Правильно ли понимает Витя, что такое воля?
- Какова роль интереса в мобилизации произвольной актив-
ности мальчика?
- Что бы вы сделали, чтобы Вите в развитии его воли?
«Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться
пораньше. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед шко-
лой уроки. После школы буду играть часа полтора в футбол, а
потом на свежую голову буду делать уроки.
Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем,
как делать уроки. Я твердо решил играть не больше чем полтора
часа, от силы - два, но как только я попал на футбольное поле,
у меня все из головы вылетело и я очнулся, когда уже совсем
наступил вечер. Уроки я опять стал делать поздно, когда голова
уже плохо соображала, и дал сам себе обещание, что на следую-
щий день не буду так долго играть. Но на следующий день повто-
рилась та же история. Пока мы играли, я все время думал: „Вот
забьем еще один гол, и я пойду домой", - но почему-то так по-
лучалось, что, когда мы забивали гол, я решал, что пойду до-
мой, когда мы еще один гол забьем. Так и тянулось до самого
вечера. Тогда я сказал сам себе: „Стоп. У меня что-то не получа-
ется!" И стал думать, почему же у меня так получается. Вот я
думал, думал, и наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет
воли. Т.е. у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-со-
всем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я ни-
как не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-
нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать.
223
Вот, например, если я начну читать какую-нибудь интересную
книжку, то читаю и читаю и никак не могу оторваться. Мне,
например, надо делать уроки или пора уже ложиться спать, а я
все читаю... И вот то же самое с этим футболом. Не хватает у меня
силы воли кончить вовремя игру, да и только!
Когда я все это обдумал, то даже сам удивился. Я воображал,
будто я человек с очень сильной волей и твердым характером, а
оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный. Я ре-
шил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать
для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего
вовсе не хочется. Не хочется утром делать зарядку - а я буду де-
лать. Хочется идти играть в футбол - а я не пойду. Хочется почи-
тать интересную книжку - а я не стану. Решил начать сразу, с
этого же дня...
Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, - но я
все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной
водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. Потом по-
завтракал и пошел в школу.
В этот день я решил в футбол не играть, а отдохнуть
часика полтора и тогда уже взяться за уроки. И вот после обеда я
стал отдыхать. Но как отдыхать так отдыхать ведь не
станешь. Отдых - это игра или какое-нибудь интересное занятие.
„Чем же заняться? -думаю я. - Во что поиграть?" Потом думаю:
„Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол". Не успел я это поду-
мать, как ноги сами вынесли меня на улицу.
Иду я по улице и вдруг думаю: „Стоп! Что же это я делаю?
Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспи-
тывают сильную волю?" Я тут же хотел вернуться назад, но по-
думал: „Пойду и посмотрю, как ребята играют, а сам играть не
буду". Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре. Шиш-
кин увидел меня, кричит: „Где же ты ходишь? Нам уже десять
голов насажали! Скорей выручай!" И тут уж я сам не заметил,
как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: „Эх,
безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за
этого футбола все испортил!"»
2. Какова роль общего развития человека в волевой регуля-
ции его поведения и деятельности?
3. В чем заключается роль дополнительных мотивов и пони-
мания значимости действий в развитии и укреплении волевого
поведения?
4. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со
стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте
развития волевой регуляции школьников?

лэйлааааа678 лэйлааааа678    1   18.05.2020 23:09    32

Другие вопросы по теме Психология