В конце месяца в управлении капитального строительства проходит подписание актов выполненных работ. В приемной руководителя несколько раздраженных подрядчиков. Я интересуюсь, в чем дело. Оказывается, руководитель сегодня не в духе, устал от посетителей, каждый из которых доказывает правильность указанных в документах объектов и сумм, он отказывает практически всем, ссылаясь на ошибки, исправления и так далее. А завтра – последний день сдачи актов, и после этого деньги придут в следующем месяце. Подходит моя очередь. Я вхожу в светлую, практически всю уставленную цветами в горшочках комнату. Руководитель – симпатичная женщина лет сорока, сидит в конце длинного стола в позе нога на ногу, подперев голову рукой. Широко улыбаясь, я вхожу, здороваюсь и, получив приглашение, присаживаюсь рядом с ней. Ее безразличное лицо выражает: «Ну что там еще у вас?» Поэтому я решаю пока не начинать серьезного разговора, а найти тему, которая ее заинтересует. На окошке я вижу пышное зеленое растение и, указывая на него, говорю ей, что моей матери подарили такой же цветок, но сколько бы она его ни поливала, ни подкармливала, он желтеет. Я разрешения посмотреть это растение поближе.
В глазах женщины появился огонек – ей приятно то, что я обратил внимание на созданный ею интерьер. Она быстро встала и, улыбаясь, начала живо рассказывать, что это растение нельзя часто поливать, но необходимо периодически подкармливать. Оказалось, что она увлекается разведением цветов, но никто на работе увлечения не разделяет. Когда я сказал, что моя мама хотела бы выращивать красивые цветы, женщина тут же предложила мне взять любые ростки в удобное время, я с благодарностью принял предложение и пообещал, что если мне попадется какой-нибудь интересный цветок, то я с радостью принесу ей.
Когда мы снова сели за стол, она уже сидела прямо и смотрела мне в глаза, а в руках держала ручку. Я понял, что пришло время доставать документы. И действительно, их подписание заняло не более пяти минут, в течение которых она без умолку рассказывала о своих зеленых питомцах. И даже после моего ухода, как мне потом передали, она была в прекрасном настроении. Все подрядчики оперативно решили свои проблемы.
Вопросы для размышления:
1. Какие элементы языка жестов подсказали посетителю, что говорить о деле еще рано?
2. Какие психологические приемы использовал посетитель для достижения расположения руководителя, удовлетворения его базовых потребностей в общении?
2. Посетитель использовал несколько психологических приемов для достижения расположения руководителя и удовлетворения его базовых потребностей в общении. Во-первых, он обратил внимание на пышное зеленое растение в комнате и указал на него, чтобы показать, что интересуется созданным руководителем интерьером. Это помогло привлечь ее внимание и заинтересовать ее в разговоре.
Затем, посетитель поделился личной историей о том, как его мама не может вырастить красивый цветок, несмотря на усилия. Это вызвало чувство сопереживания у руководителя, так как она сама увлекается разведением цветов и, кажется, никто на работе не разделяет ее увлечение.
В конце, посетитель выразил благодарность за предложение взять ростки цветов и пообещал принести интересный цветок в знак благодарности. Это удовлетворило базовую потребность руководителя в обмене и уважении.
В результате, посетитель смог установить эмоциональный контакт с руководителем, вызвав у нее положительные эмоции и разделяя ее увлечение цветами. Это помогло разрядить напряжение и привело к оперативному решению проблем подрядчиков.