. Саша всегда в движении, то тянет руку невпопад, то ущипнет соседа, стремглав вылетает из класса после звонка. Оля может часами сидеть не шелохнувшись, отвечает степенно, тянет руку лишь в том случае, когда уверена в правильности ответа, всегда посвящена в содержание вопроса, отвечает обстоятельно, всесторонне.
У Саши выразительное лицо, настоящее зеркало его души. У Оли не лицо, а маска.
Саша легко вступает в контакт со сверстниками. Оля чуждается людей. У Саши много друзей, он их легко приобретает и легко с ними расстаётся. Оля друзей не имеет, хотя мечтает о настоящей верной подруге. Саша живо и быстро откликается на любое событие в классе. Оля по своей инициативе ни в одном «происшествии» не участвует. Реакции её строго избирательны, она замкнута, робка, её легко можно расстроить, огорчить, заставить заплакать. Свои переживания она скрывает и запечатлевает лишь в дневнике, которому уделяет много времени. У Саши нет секретов от друзей, любое его переживание тотчас же проявляется. Саша предпочитает подвижные игры, Оля – «комнатные».
В сложной непривычной обстановке Оля легко теряется, Саша – нет. Любое посильное дело Оля доводит до конца, а Саша охотно принимается за всякое дело, но легко о нём забывает. Оля медлительна, не любит суеты. Саша порывист, суетлив. Поступая опрометчиво, он не извлекает уроков из ошибок и неудач. Он решителен, от решения быстро переходит к делу. Оля нерешительна, увязает в борьбе разных мотивов. Она впечатлительна, её легко можно выбить из колеи, причём надолго, принимает близко к сердцу, как удачи, так и неудачи. Неуспех резко сказывается на её поведении. Она весьма сосредоточена на себе, анализ собственных переживаний – её любимое занятие. Оля подозрительна. Усидчивость сочетается в Оле со старательностью. Она обдумывает каждый свой шаг, соизмеряет его с обязательными для неё нормами поведения, хотя никогда не уверена, что поступает правильно. Саше присуща самоуверенность, не имеющая под собой никаких оснований. Неудачи почти не влияют на его поведение. По своей инициативе Саша делает лишь то, что приятно в данный момент, равнодушен к мнению о себе других людей. Будучи предоставлен самому себе, он не знает, чем заняться, тяжело переносит одиночество, делает всё наспех, доверчиво относится ко всем, неусидчив, тянется ко всему непривычному, новому. Саша беспечен, не задумывается над последствиями, вытекающими из его поступков. Увлечения меняет часто.
1. Определить типы темперамента Саши и Оли. Подтвердить краткими характеристиками из текста.
2. Привести классификацию черт характера и определить их у Саши и Оли.
3. Составить перечень методик (название, автор, цель) для исследования темперамента (не менее 3 методик) и характера (не менее 3 методик).
4. Составить психолого-педагогические рекомендации по организации учебной деятельности и взаимодействия с Сашей и Олей.
2. В описании даны следующие черты характера:
- Саша: активный, общительный, быстрый в принятии решений, неуважительный к мнению других, легко забывает о неудачах, самоуверенный;
- Оля: застенчивая, нерешительная, сосредоточенная на себе, склонная к переживаниям, усидчивая, подозрительная.
3. Методики для исследования темперамента и характера:
Темперамент:
- Опросник "Темперамент Препостова" (автор: Препостов В.Н., цель: определение типа темперамента);
- Методика "Шкала экстраверсии/интроверсии" (автор: Eysenck H.J., цель: определение уровня экстраверсии/интроверсии);
- Методика "Темпераментный опросник" (автор: Х. Джеймс, цель: определение типа темперамента).
Характер:
- Методика "Тест на черты характера" (автор: Cattell R.B., цель: определение основных черт характера);
- Фреймовская символическая ассоциативная методика (автор: Ананьев Б.Г., цель: определение характерологических особенностей);
- Методика "Краткая версия опросника Миннесоты личности" (автор: Butcher J.N. et al., цель: определение характерологических особенностей).
4. Психолого-педагогические рекомендации:
- Саше можно предлагать более активные и подвижные задания, разрешить ему выражать свои эмоции и мнения в классе;
- Оле полезно создать спокойную и предсказуемую обстановку, давать ей дополнительное время на обдумывание ответов и принятие решений;
- Для обоих учеников полезны будут индивидуальные беседы, нацеленные на развитие их способностей к саморефлексии и общению с окружающими;
- В классе рекомендуется разнообразить методы обучения, чтобы учесть разные стили обучения у Саши и Оли;
- При постановке заданий важно учитывать индивидуальные интересы и предпочтения учеников;
- Регулярная обратная связь и поощрение будут способствовать мотивации и дальнейшему развитию их навыков и психологического состояния.