Решите предложенные задачи: 1. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров?
2. Как называется описываемое в них явление?
А. Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум, может вызвать подобную реакцию у гусенка. Таким объектом может стать и человек.
Б. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли от них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки.
В. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к «работе» ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая им распоряжения. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим бывает невозможно. Таких обезьян ученые используют при сборе гербариев в тропиках.
Г. Над широкой площадкой вольеры на высоте 4 м от земли висит гроздь винограда. Обезьяна Рафаэль видит его через окно лаборатории, но входная дверь заперта. Он бежит в одну из комнат, находит подходящий ключ и открывает дверь, ведущую к летней вольере.
Д. В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса. Один пробил отверстие в скорлупе и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум. Первый страусенок замирал в своей скорлупе, а второй припадал к земле и переставал шевелиться.
Е. Если капнуть в воду соляной кислоты. Амеба мгновенно начинает удаляться от места с повышенной концентрацией этого вещества
2. Б. В данном примере описывается феномен, который называется инстинктом. Инстинкт - это врожденное поведение, которое проявляется у животных без необходимости обучения. Бобры выстраивают плотины, даже никогда ранее с ними не сталкивавшись, так как это у них в генах.
3. В. В данном примере обезьяны проявляют обученное поведение. Они запоминают около 25 слов, используемых людьми, и выполняют распоряжения. Это поведение является результатом тренировки и обучения со стороны людей.
4. Г. В данном примере обезьяна проявляет творческое поведение. Она использует свои интеллектуальные способности, чтобы найти ключ, открыть дверь и достичь желаемой цели (винограда). Творческое поведение подразумевает нахождение нетривиальных решений задач и использование интеллектуальных способностей.
5. Д. В данном примере страусята проявляются наученное поведение. Они реагируют на шум, потому что были обучены этому как сигналу опасности. Первый страусенок остается в своей скорлупе, чтобы спрятаться и избежать опасности, в то время как второй припадает к земле, чтобы быть незаметным.
6. Е. В данном примере амеба проявляет ответную реакцию, которая называется таксисом. Таксис - это движение живого организма в ответ на внешний раздражитель. Амеба удаляется от места с повышенной концентрацией соляной кислоты для самозащиты и сохранения своего организма.
Надеюсь, что эти объяснения помогут тебе понять, какое поведение проявляют животные в каждом из данных примеров и как они называются. Если у тебя еще остались вопросы, не стесняйся задавать!