Проведение анализа конфликтной ситуации (из жизни, художественной на выбор) по тесту «оценка глубины конфликта» (прилагается) с составлением рекомендаций конфликтующим сторонам и регулирующему этот конфликт.
тест «оценка глубины конфликта»
в тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. ваша состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по шкале. сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 , а правой — 5 . после оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму , которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
1. стороны осознают причину конфликта
12345
стороны не осознают 1 причину конфликта
2. причина конфликта имеет эмоциональный характер
12345
причина конфликта имеет материальный характер
3. цель конфликтующих — устремленность к социальной справедливости
12345
цель конфликтующих — получение привилегий
4. есть общая цель, к которой стремятся все
12345
общей цели нет
5. сферы сближения выражены
12345
сферы сближения не выражены
6. сферы сближения касаются эмоциональных проблем
12345
сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем
7. лидеры мнений не выделяются
12345
замечено влияние лидеров мнений
8. в процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения
12345
в процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения
оценка результатов
сумма , равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию. сумма , равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.
рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:
а) если вы руководитель, то:
— при сумме 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;
— при сумме 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;
— при сумме менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры.
б) если вы являетесь медиатором, то:
— при сумме 35-40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным см. с. 136) до снижения накала борьбы между ними;
— при сумме 25-34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;
— при сумме менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.
Объяснение:
Мною было выбрано произведение Мельникова- Печерского "В лесах и на горах". Конфликтная ситуация в доме купца Масленникова. Конфликт между отцом и сыном, когда оба были влюблены в Марью Гавриловну.
Резльтаты теста:
1-4
2-1
3-3
4-1
5-1
6-2
7-5
8-5
Общая сумма 22.
Таким обазом, можно сделать выводы, что в разрешении данной конфликтной ситуации требуются не только педагогические меры, но и использование различных методик для устранения подобных конфликтных ситуаций. Изучение ресурсов каждой стороны, именно это дает возможность понять как данные субъекты личности будут решать конфликтые ситуации, а так же какие возможности решения будут применять ( тактику решения конфликтной ситуации).
Б) активизация усилий к подготовке конструктивного решения. Именно это говорит о том что при решении конфликтной ситуции необходима активизация ресурсов личности каждой сторон, в принятии решения и проведении конструктивного диалога между конфликтующими сторонами.