Прочитайте текст. Какие национальные особенности делового общения в нем отображены? Насколько описанная ситуация соответствует российским традициям? Наша семья жила тогда в Нью-Йорке… Мне было десять лет. Отец платил мне 50 центов в неделю за то, что я убирал со стола и по субботам чистил ботинки всем членам семьи — карманные деньги нужно было заработать. Но я хотел большего, и для этого
следовало найти работу, поскольку на любую увеличить размер моего еженедельного пособия отец отвечал: «Деньги не растут на дереве, их надо зарабатывать». И я нанялся к Сэму, владельцу магазинчика за углом — стал разносчиком газет. Приходилось вставать в полшестого утра, чтобы успеть прийти к
шести… К семи требовалось сдать Сэму пустую сумку. Однажды я проспал. Примчавшись в киоск, обнаружил, что Сэма нет, он сам пошел разносить газеты. Дождавшись его возвращения, стал извиняться: «Сэм, прости меня, у нас были гости, я
поздно лег, что-то случилось с будильником…». Сэм похлопал меня по плечу и сказал: «Да не бери ты в голову, Билли! Нет проблем. Но когда в следующий раз проспишь, лучше не приходи совсем. Понимаешь, тут есть паренек, он очень хочет на твое место.
Эта работа ему очень нужна, понял?» Я понял. Сэм не стал ругать меня, читать нотации. Но он преподал мне простой и ясный урок на всю жизнь: либо ты держишься на плаву, либо тонешь. (В. Познер. Урок взросления.)
Вопросы:
1. Объясните, почему этот текст представляет собой пример описания деловой коммуникации.
2. В какой мере реплика Сэма соответствует нормам официально-делового стиля?
3. Почему Сэм не счел нужным объяснять ребенку, что нельзя нарушать нормы трудовой дисциплины?
2. Реплика Сэма соответствует нормам неофициально-делового стиля. В данной ситуации он обращается к ребенку непринужденно и искренне, используя прозвище "Билли" и не ругая его за проспавшую работу. Кроме того, Сэм использует лаконичную формулировку и не вводит ребенка в заблуждение, передавая ему важность сохранения трудовой дисциплины в легкой и понятной форме.
3. Сэм, не считая нужным объяснять ребенку, почему нельзя нарушать нормы трудовой дисциплины, вероятно, хотел научить его важности самостоятельного понимания и соблюдения этих норм. Возможно, он рассчитывал на то, что ребенок, после такого разговора, самостоятельно осознает важность своевременного выполнять свои обязанности и не нарушать трудовую дисциплину. Такой подход может развивать у ребенка ответственность и самостоятельность.