Проанализируйте педагогическую ситуацию
часть а. спланируйте дальнейшую продуктивную деятельность оли и ани, учитывая особенности их поведения.
часть б. подберите приемы, повышающие качество общения девочек.
описание ситуации
возраст ани и оли – 3 года. им дали один лист большого формата, на котором нарисованы черно-белые рисунки. они должны распределить между собой конкретные рисунки, раскрасить их цветными карандашами.
при раскрашивании рисунков между девочками общения не возникло. оля быстро захватила организацию работы в свои руки: села поудобнее на стульчик, придвинула к себе лист с рисунками и, загородив его на три четверти, и начала закрашивать рисунки, не оставив места для работы сверстнице. аня, несмотря на неудобства, молчит, пытаясь хоть как-то выполнять работу: тихонько тащит лист с рисунками к себе. кладет рядом карандаши. но работать ей трудно, т.к. оля не меняет своей удобной позы. аня снова пытается подтащить рисунки к себе – ничего не получается. вопросительно смотрит на воспитателя, опускает голову, ничего не делает. лицо и поза выражают явную обиду.
Оля- явно держит ситуацию под своим контролем. Но тут не описано, специально ли Оля пододвинула к себе лист, или она просто не понимает, что и Ане тоже хочется.
У Оли есть лидерские качества, в то время как Аня может довольствоваться малым, не высказывая своё мнение, и довольно обидчива. Аня выбирает не борьбу, а пассивность, и не позитивное отношение к ситуации, а проявление обиды. То есть, Аня плывёт по течению (обижаться гораздо легче).
Для эффективной работы можно сделать так:
1) аккуратно расставить все точки над и, спросив Аню и Олю о том, комфортно ли им, и причины их поведения. Формулируются факты поведения обоих девочек, затем испытываемые ими эмоции по этому поводу, после этого потребности каждой из них, и в конечном итоге для коррекции действий (конечно, в упрощённой, понятной ребёнку, форме).
"Оля, ты взяла весь листочек себе. Тебе удобно? А тебе, Аня? Тебе обидно, что тебе ничего не досталось? Оля, как думаешь, ты хорошо сейчас поступила? Аня, тебе хочется тоже раскрашивать рисунки? Оля, давай отдадим половинку листочка Ане".
2) поскольку Аня пассивна и обидчива, а Оля решительна и эгоистична, можно положить перед ними лист (допустим, на нём чётное количество картинок для раскрашивания) и, начиная с Оли, давать выбирать девочкам по одному рисунку.
3) Так же, если Оле хочется управлять ситуацией, можно дать ей это чувство контроля, спросив, какой карандаш из своей коробки она хочет, и что она хочет раскрасить первым.
3) между девочками не произошло общения, а это очень важный социальный фактор. Поэтому, стоит обратить внимание детей друг на друга (в позитивной форме). К примеру, "Аня, ты выбрала эту собачку-раскраску. Ты любишь животных? А ты, Оля?", выясняется, что Оля тоже. И вот у девочек появился ещё один общий интерес. Следует смотреть на реакцию детей на общение и действовать, исходя из этого.
Очень важно не становиться на чью-то сторону и не решать за детей, какие эмоции они чувствуют и что они сейчас хотят. Не говорить за Аню с Олей. Только подталкивать Аню к выражению своего мнения, а не говорить его за неё.