Практическая часть (решение задач) Задачи:
Задача1. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях?
Как Вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?
1. З.Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке, заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо.
2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так… да-да…». В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями».
3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать…» – «Ну что ты… заходи, конечно… Кофе будешь?». Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» – «Для тебя у меня всегда найдется время…».
4. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества…» Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него четкая, обдуманная программа.
Задача 2. Заполните пробелы.
1. Невербальный язык включает…….., ……, ………
2. Мешает доброму отношению………….тон, …………….речи.
3. Флегматик делает…………., холерик………………………… ..
4. Сутулая…………, висящие вдоль тела…………., опущенная …………говорят о Вашей неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица - ………….
6. Если человек скрывает что-то или неудовлетворен отношениями, его глаза встречаются с Вашими менее…………времен общения, а если удовлетворен отношениями – более……………….времени общения.
7. Поглаживание подбородка говорит о желании принять ……………….. .
Задача 3. Верно или неверно?
1.Величина межличностной дистанции зависит от вида общения.
2.В отличие от среднеазиатских стран прикосновение в России играет большую роль в коммуникации.
3.Чаще всего обиду наносит не смысл слов старшего, а то, каким тоном они произносится.
4.Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, - защитная позиция или негативное состояние человека.
5.Подпирание ладонью щеки – демонстрация внимания.
6.О неуверенности, волнении говорят неопределенные, хаотичные жесты, интенсивность жестикуляции.
7.Руки на бедрах свидетельствуют о готовности человека к действию.
8.Руки за спиной, приподнятый подбородок – властная поза.
9.Интимная дистанция – 30 см. Ближе могут подходить друг к другу только близкие люди.
полное описание нужно
1. В данной ситуации можно сделать вывод, что пациентка не на самом деле счастлива в своем браке, поскольку она снимает и надевает обручальное кольцо, что символизирует раздумье и неуверенность.
2. Жесты и мимика начальника говорят о том, что он не воспринимает серьезно рассказ служащего. Прямое сидение и плотная опора ног на поле, а также повторяющиеся фразы вроде "Так-так... да-да..." указывают на недоверие. Отклонение назад и оперевание подбородка на ладонь с вытянутым указательным пальцем говорят о задумчивости, но не об интересе к проекту.
3. Здесь проявляется некоторое недовольство хозяйки, поскольку она закрывает банку с кофе и спрятывает ее на полку. Однако, она говорит, что у нее всегда найдется время для гостя. Ее невербальные сигналы свидетельствуют о двойственных чувствах: неугодное ситуация, но все же она рада видеть гостя.
4. Политический деятель с помощью указательного пальца и плавных жестов обеими руками пытается убедить слушателей в своей искренности и четкости своей предвыборной программы. Однако, в данном случае, внимание должно быть обращено на то, какие фактические действия делает политик, а не на его жесты.
Задача 2. В данной задаче нужно заполнить пробелы, связывая невербальные сигналы и их значения.
1. Невербальный язык включает жесты, мимику и интонацию.
2. Мешает доброму отношению грубый тон и быстрая речь.
3. Флегматик делает медленные движения, холерик - быстрые и резкие движения.
4. Сутулая осанка, висящие вдоль тела руки, опущенная голова говорят о Вашей неуверенности в себе.
5. Одна из наиболее информативных частей лица - глаза.
6. Если человек скрывает что-то или неудовлетворен отношениями, его глаза встречаются с Вашими менее часто времен общения, а если удовлетворен отношениями – более часто времени общения.
7. Поглаживание подбородка говорит о желании принять решение.
Задача 3. В данной задаче нужно определить, верно или неверно утверждены предложения.
1. Верно. Величина межличностной дистанции зависит от вида общения, например, дистанция между друзьями может быть меньше, чем дистанция между незнакомыми людьми.
2. Неверно. В России прикосновение также играет важную роль в коммуникации, особенно между близкими людьми.
3. Верно. Часто обиду несет не столько смысл слов, сколько тон и интонация, с которыми они произносятся.
4. Верно. Руки, сложенные на груди в наполеоновской позе, свидетельствуют о защитной позиции или негативном состоянии человека.
5. Верно. Подпирание ладонью щеки является демонстрацией внимания.
6. Верно. Неуверенность и волнение проявляются через неопределенные и хаотичные жесты, а также более интенсивную жестикуляцию.
7. Верно. Руки на бедрах свидетельствуют о готовности человека к действию.
8. Верно. Руки за спиной и приподнятый подбородок могут указывать на властную позу.
9. Неверно. Интимная дистанция зависит от культурных особенностей и индивидуальных предпочтений, но обычно она больше 30 см для незнакомых людей.
Таким образом, анализируя примеры и заполняя пропуски в задачах, можно понять, как влияют слова и жесты на коммуникацию и как правильно интерпретировать невербальные сигналы.