Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им вначале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия персонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся, порой даже какие-то черты внешнего облика: прическа героини, белая лента, на которой висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она этот пример использовала.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий сих стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей. Безусловно, сам процесс учения развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности.
1. Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи, среди которых П.Я.Гальперин, У.Джемс, С.Я.Рубинштейн и др.утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Некоторые другие ученые считали, что внимание – это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства.
С. Я. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно — «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект». По мнению Рубинштейна, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету.
Первые работы, рассматривающие внимание, – это работы В. Вундта (конец 19 в.). С точки зрения автора, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователь, Э. Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения; Д. Милль: внимание – результат эмоций; В. Блок: внимание – уровень бодрствования.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им вначале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия персонажей, такие, как ударил, помчался, скрылся, порой даже какие-то черты внешнего облика: прическа героини, белая лента, на которой висела сабля. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она этот пример использовала.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий сих стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – строго продумывать специальную работу по организации внимания детей. Безусловно, сам процесс учения развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности.
1. Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи, среди которых П.Я.Гальперин, У.Джемс, С.Я.Рубинштейн и др.утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Некоторые другие ученые считали, что внимание – это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства.
С. Я. Рубинштейн, развивая свою концепцию психической деятельности, полагал, что внимание не имеет собственного содержания. Оно — «сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект». По мнению Рубинштейна, во внимании проявляется отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету.
Первые работы, рассматривающие внимание, – это работы В. Вундта (конец 19 в.). С точки зрения автора, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователь, Э. Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения; Д. Милль: внимание – результат эмоций; В. Блок: внимание – уровень бодрствования.