Определите, о каком психическом феномене идет речь в данных примерах. Какой уровень развития самосознания они отражают? 1. Ребенок звонит по телефону бабушке и говорит ей: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»
2. Ребенок убежден, что бакалейщик продает конфеты, чтобы сделать приятное детям.
3. Взрослый человек, входя в комнату, восклицает: «Бррр…Закройте окна, тут так холодно!»
4. Ученый убежден, что его проблема самая важная, в то время как другие занимаются неизвестно чем. (По О.В. Турусовой)
2. Во втором примере идет речь о психическом феномене - эгоцентризме в интерпретации мотивов других людей, отражающем ограниченность самосознания ребенка. Ребенок полагает, что бакалейщик продает конфеты исключительно для радости детей, не учитывая другие возможные мотивы или цели продавца.
3. В данном примере идет речь о психическом феномене - антропоцентризме, который отражает уровень развития самосознания взрослого человека. Взрослый человек проецирует свое ощущение холода на окружающую среду и предполагает, что все должны разделять его восприятие температуры.
4. В последнем примере идет речь о психическом феномене - самоцентризме, который отражает уровень развития самосознания ученого. Ученый считает, что его проблема является самой важной, не уделяя внимания или признавая важность проблем других людей.
Таким образом, данные примеры отражают разные уровни развития самосознания: автопрезентацию и эгоцентризм ребенка, антропоцентризм взрослого человека и самоцентризм ученого. Каждый из этих уровней связан с ограниченностью самосознания и восприятия мира через призму собственных мыслей и переживаний.