Определите феномен межличностного влияния (убеждение, психологическое заражение, внушение). Аргументируйте свой ответ.
Дети в детском саду. Ясельная группа. Утро. Все дети слушают сказку, которую им читает воспитатель. Мама привела ребенка, который еще не адаптировался к детскому саду. Ребенок плачет в приемной. Мама уходит. Ребенка заводят в группу, он начинает рыдать еще сильнее. Один из детей увидел это и тоже заплакал. Затем заплакали еще двое. Через 10 минут плакала почти вся ясельная группа.
Подобное поведение может быть объяснено с помощью нескольких психологических механизмов. Один из них - имитация, когда мы наблюдаем за другими людьми и повторяем их действия или эмоции. В данном случае, ребенок плакал, изначально возможно по реальному эмоциональному состоянию, и другой ребенок наблюдая его стал имитировать его поведение. Он, в свою очередь, демонстрируя свое эмоциональное состояние через плак, повлиял на третьего ребенка и так далее.
Также можно упомянуть процесс интерактивного достижения консенсуса, когда группа людей стремится к единому мнению или поведению. В данном случае, все дети в группе наблюдали, что другие ребята начали плакать, и, чтобы соответствовать этой общей реакции, они также начали плакать. В таких ситуациях, каждый ребенок может подвергаться групповому давлению, чтобы следовать поведению остальных.
Феномен межличностного влияния может быть объяснен и через концепцию полезности социального поведения. Дети, которые плачут, могут легче получить внимание и поддержку от взрослого или сверстников. В результате, остальные дети также начинают плакать, чтобы привлечь внимание и получить такую же поддержку.
Чтобы справиться с такими ситуациями, важно помочь детям осознать и преодолеть межличностное влияние. Мы можем предложить им альтернативные способы реагировать на эмоциональные состояния других людей. Например, мы можем научить их улыбать, обнимать или просто показывать понимание и поддержку, чтобы подавить поток негативных эмоций.
Кроме того, важно помнить, что межличностное влияние также может быть позитивным. На примере данной ситуации, если бы один из детей начал смеяться или петь вместо того, чтобы плакать, это могло бы влиять на остальных и изменить их эмоциональное состояние в положительную сторону.
В конечном счете, феномен межличностного влияния является естественной частью нашей социальной жизни. Через него люди обмениваются опытом, ищут поддержку и согласие, однако он может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Важно помочь школьникам понять и осознать это влияние, чтобы они могли сделать осознанные выборы в своем поведении и принимать ответственность за свои действия.