. . Определите, есть ли в каждом случае успех в деятельности. Укажите, зависит ли успех или неуспех в каждом случае от . По каким признакам это можно установить?
А. При поступлении в Новосибирскую физико-математическую школу (ФМШ) ученик П. выдержал конкурс 1 к 40, получив максимальные по физике в конкурсной олимпиаде. При обучении в ФМШ акцентировалось внимание не на заучивание материала, а на творческое решение задач, на смекалку. П. поражал всех этой . Однако при поступлении в МВТУ имени Баумана на конкурсном экзамене по физике П. получил «три». Как же это произошло? Вопросы билета были элементарны и требовали только знания формул. Первый вопрос - формула линзы, вывод не требовался. П. написал формулу линзы неверно, но рядом вывел другой вариант формулы линзы с пониманием сути явления. Во втором вопросе - формула маятника - П. тоже напутал, её тоже в школе не выводят, он пытался самостоятельно сделать вывод, исходя из понимания физического смысла явления, но спутал две величины, часто обозначаемые в физике одной буквой. (Э. Максимова. Диалог.)
Б. Когда Соне было немногим более трёх лет (до этого никто не обучал её арифметике, она имела возможность лишь прислушиваться к арифметическим упражнениям брата - ученика 3 класса), она незаметно для всех научилась считать - сначала до10, потом до100. трехлетняя Соня объясняла брату, как решать задачи на вычитание (27-14): сначала надо отнять 10, получится 17, потом ещё 4. в четыре с половиной года совершенно самостоятельно, не зная теории, Соня пришла к понятию простой дроби. Заметили, что в пять лет у неё появилось какое-то интуитивное представление об отрицательных числах (её не смутило, когда ей пришлось из28 вычитать 36: “Будет на 8 меньше, чем ничего» ). Примерно к шести с половиной годам Соня самостоятельно научилась операциям с дробями в уме. В пять с половиной лет она в уме решала сложные задачи, рассчитанные на учеников5 класса. Специально Соню никто не обучал теории, у неё не было почти никакой системы знаний, всё было основано исключительно на соображении (По В. А. Крутецкому).
В. Особенно поражал нас Бурун. В редких случаях его нужно было поощрять. С молчаливым упорством он осиливал не только премудрости арифметики и грамматики. Самый несложный пустяк, грамматическое правило, отдельный тип арифметической задачи он преодолевал с большим напряжением, надувался, потел, пыхтел, но никогда не злился и не сомневался в успехе. Он обладал замечательно счастливым убеждением: наука - чрезвычайно трудная и головоломная вещь, без чрезмерных усилий её одолеть невозможно. Самым чудесным образом он отказывался замечать, что другим те же самые премудрости даются шутя. И, наконец, наступило такое время, когда Бурун оказался впереди товарищей. (А. С. Макаренко. Педагогическая поэма.)
1. Ученик П. выдержал конкурс 1 к 40, что уже само по себе является успехом.
2. Он получил максимальные баллы по физике в конкурсной олимпиаде, что говорит о его высоких знаниях и умении творческого решения задач.
3. Акцентирование внимания в ФМШ на творческом решении задач и смекалке также является признаком успеха П.
Однако, при поступлении в МВТУ имени Баумана на конкурсном экзамене по физике П. получил только "трое". В данном случае успех не был достигнут, и это объясняется следующим:
1. Вопросы на экзамене были элементарны и требовали только знания формул, а не творческого мышления.
2. П. ошибся в написании формулы линзы и в выводе формулы маятника, хотя понимал суть явлений и пытался самостоятельно сделать выводы.
3. Ошибки в написании формул и спутывание двух величин в формуле маятника привели к получению низкой оценки.
Таким образом, успех или неуспех в данном случае зависел от специфики и требований каждого конкретного учебного заведения и задач, которые предстояло решать. Устойчивый успех был достигнут в ФМШ, где требовались творческие навыки и умение решать задачи смекалкой. В МВТУ имени Баумана успех не был достигнут из-за ошибок в написании формул и неправильной интерпретации физических величин в формуле маятника.
Б. В данном случае можно сказать, что у Сони был успех в деятельности в области арифметики. Это можно установить по следующим признакам:
1. Соня незаметно для всех научилась считать сначала до 10, а потом до 100 уже в возрасте немногим более трех лет.
2. Она самостоятельно объясняла своему брату, как решать задачи на вычитание, используя логическое мышление.
3. Соня пришла к понятию простой дроби, не зная теории, основываясь только на соображениях.
4. У нее появилось интуитивное представление об отрицательных числах уже в пять лет.
5. В возрасте пять с половиной лет она решала сложные задачи, рассчитанные на учеников 5 класса.
В данном случае успех был достигнут благодаря уникальным способностям Сони к раннему развитию математических навыков и ее интуитивному пониманию числовых концепций. Специального обучения теории у нее не было, что говорит о ее незаурядных способностях.
В. В данном случае можно сказать, что Бурун имел успех в деятельности, хотя его было нужно иногда поощрять. Это можно установить по следующим признакам:
1. Бурун с молчаливым упорством осваивал арифметику и грамматику, преодолевал сложности и трудности, никогда не злился и не сомневался в успехе.
2. Для него наука была чрезвычайно трудной и головоломной вещью, и он прилагал чрезмерные усилия для ее понимания и освоения.
3. Бурун отказывался замечать, что другим премудрость в арифметике и грамматике дается легко, а сам преодолевал их с большим напряжением.
4. Он стал лучше остальных и достиг успеха в изучении этих предметов.
В данном случае успех Буруна зависел от его настойчивости, чрезвычайных усилий и веры в свои силы. Он преодолевал сложности и даже при некоторых трудностях достигал успеха, в результате чего оказался впереди своих товарищей.