В течение учебного года проект реализуется согласно плану и включает аналогичные составляющим модели сопровождения мероприятия. Соотнесение слабоуспевающих школьников с определённым поведенческим типом (их 3) позволяет обозначить пути коррекции «слабых» сторон познавательной деятельности у детей. Быстро и адекватно определить трудности в обучении младших школьников, выявить их причины, позволяет использование психодиагностических таблиц, составленных на основе анализа педагогической и психологической литературы и разработанных Н.П.Локаловой, А.Ф.Ануфриевым и С.Н.Костроминой. В таблицах приведено описание педагогической симптоматики трудностей, представлены задания для диагностики и коррекции. Наблюдения за учениками в ходе выполнения ими учебных действий позволяют сделать выводы, необходимые при подборе и составлении индивидуальных заданий. На основе предварительного изучения учащегося выделяются те стороны его личности, которые в наибольшей степени мешают успешной учебной деятельности. Анализ медицинских карт выявляет определённые диагнозы у детей, которые лежат в истоках причин неуспеваемости. Из практики: чаще всего у детей отмечаются общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия, минимально мозговая дисфункция. Родители детей делегируются на консультации к узким специалистам (логопеду, неврологу, психиатру). Данный сбор информации позволяет определить область поиска, детально изучить психологические особенности детей, оказать психолого-педагогическую Психодиагностические исследования направлены на определение уровня развития познавательных процессов у детей. В первую очередь определяются: концентрация внимания, особенности восприятия, памяти, мышления, уровень саморегуляции, уровень интеллектуального развития.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. При составлении развивающих занятий используется стандартная программа Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет» и практический материал из книги Н.П.Локаловой «Как слабоуспевающему школьнику». Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Занимательные упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, развитие классификации и обобщения, развитие смысловой памяти, восприятия. Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность.В течение учебного года осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают учителя и родители.
Результаты
Об эффективности проводимой диагностической и коррекционной работы говорят положительные изменения в развитии детей. Можно с уверенностью сказать, что у детей закрепилось «желание учиться». За счёт использования диагностического инструментария и правильно подобранных коррекционно-развивающих программ удалось добиться изменений в интеллектуальном и личностном развитии слабоуспевающих школьников. Лишь у одной девочки по итогам 2009-2010 уч.г. не отмечалась положительная динамика в развитии. Было принято решение собрать школьный ПМПк, провести углубленную диагностику и анализ успеваемости учащейся. По заключению консилиума было рекомендовано родителям ребёнка пройти городскую ПМПК и получить консультации узких специалистов (возможное изменение образовательного маршрута).Следует заметить, что достижение положительных результатов – это процесс достаточно длительный, и такие результаты могут быть достигнуты, если анализировать поведение и деятельность учеников и на этой основе вводить необходимые коррективы.
Выводы:
1.Разработанная и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе создала условия для развития и обучения слабоуспевающих школьников. 2.В ходе реализации педагогического проекта была оказана действенная учителям в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. 3.Эффективность коррекционно-развивающей работы очевидна, так как она обусловлена дифференцированным подходом к слабоуспевающим школьникам, ведёт к оптимизации процесса преодоления учебных трудностей. Таким образом, разработанная и предложенная мною модель психологического сопровождения слабоуспевающих школьников имеет достаточную результативность и эффективность. Выше изложенная цель считается достигнутой.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. При составлении развивающих занятий используется стандартная программа Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей 6-9 лет» и практический материал из книги Н.П.Локаловой «Как слабоуспевающему школьнику». Безоценочность, включение в задания игровых моментов создают положительный фон, необходимый детям для преодоления своих трудностей. Занимательные упражнения направлены на обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, развитие классификации и обобщения, развитие смысловой памяти, восприятия. Составляются психолого-педагогические характеристики, содержащие информацию об особенностях детей. В Дневнике динамических наблюдений фиксируются изменения, происходящие у детей в промежуток времени, когда осуществляется коррекционная деятельность.В течение учебного года осуществляется консультативную деятельность. Рекомендации по решению проблемы школьной неуспеваемости получают учителя и родители.
Результаты
Об эффективности проводимой диагностической и коррекционной работы говорят положительные изменения в развитии детей. Можно с уверенностью сказать, что у детей закрепилось «желание учиться». За счёт использования диагностического инструментария и правильно подобранных коррекционно-развивающих программ удалось добиться изменений в интеллектуальном и личностном развитии слабоуспевающих школьников. Лишь у одной девочки по итогам 2009-2010 уч.г. не отмечалась положительная динамика в развитии. Было принято решение собрать школьный ПМПк, провести углубленную диагностику и анализ успеваемости учащейся. По заключению консилиума было рекомендовано родителям ребёнка пройти городскую ПМПК и получить консультации узких специалистов (возможное изменение образовательного маршрута).Следует заметить, что достижение положительных результатов – это процесс достаточно длительный, и такие результаты могут быть достигнуты, если анализировать поведение и деятельность учеников и на этой основе вводить необходимые коррективы.
Выводы:
1.Разработанная и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе создала условия для развития и обучения слабоуспевающих школьников.
2.В ходе реализации педагогического проекта была оказана действенная учителям в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. 3.Эффективность коррекционно-развивающей работы очевидна, так как она обусловлена дифференцированным подходом к слабоуспевающим школьникам, ведёт к оптимизации процесса преодоления учебных трудностей. Таким образом, разработанная и предложенная мною модель психологического сопровождения слабоуспевающих школьников имеет достаточную результативность и эффективность. Выше изложенная цель считается достигнутой.