Одним из факторов, ведущих к успешной модернизации казахстанского общества, является ясное понимание им требований времени, определение в соответствии с ними целей и задач развития, осознание своей роли в жизни мирового сообщества. В этом отношении следует отметить актуальность исследований духовного наследия Возрождение ряда культурных ценностей, воссоздание духовно – нравственного облика, выявление общечеловеческого значения культуры на разных ее этапах идентификации казахстанцами себя с историей и культурой своей страны, формированию в них исторического сознания.
Проблемы разума и счастья являются, как известно, одним из главных объектов философии великого мыслителя. Актуальность обозначенной темы дипломного проекта вызвана тем, что разум и счастье являются предметом исследования философии, и одним из ее фундаментальных оснований. Долгое время считалось, что разум и разумное мышление являются главной и единственно допустимой основой философствования, а рационализм объявлялся вершиной всей философии.
В арабоязычном средневековье учение Аль–Фараби о разуме и счастье занимает одно из главных мест. Основное в нем – вера в силу человеческого разума человека познать все многообразие окружающего мира. Аль–Фараби не ставит никаких границ человеческому разуму и его проникать в сущность вещей. Ценностная значимость философии в том и состоит, что она имманентна бытия человека, определяется эпохой, типом социальности общения, культурой и ее выражения, формами познания. Характеризуя философские взгляды Аль–Фараби с позиции мировоззренческих оснований разные авторы в разное время по - разному оценивают их. В концепции Аль–Фараби необходимо ясно и отчетливо разделять два пласта, подхода к Творцу и служения ему; первый- когда ислам принимают с четким пониманием, ради чего существует вера и отстаивают его принципы, опираясь на силу разума, и второй – когда опираются на слепую веру. Разум, которым Аллах наделяет человека, делает его единосущным с Богом. Поэтому Аль–Фараби чрезвычайно много занимается проблемами разума. Разум – объективная всеобщность, следовать которой и означает быть разумным. Разум выступает как универсальный принцип человечности.
Основной пафос социально- философского учения Аль–Фараби связан с Добродетельным городом, в котором устанавливается царство «добродетельной религии» и которым управляет философ- мудрец. И если для большинства граждан города достижение счастья возможно через усвоение теоретических и практических положений философии в форме образов и «убеждающих речений», то избранные стремятся к достижению счастья на основе усвоения теоретического знания и этических добродетелей, то есть стремятся стать философами.
Однако по Аль–Фараби, философом в Добродетельном городе может стать далеко не всякий. Одной прирожденной предрасположенности к теоретическим знаниям недостаточно. Настоящий философ должен не только превзойти свое окружение по части усвоения теоретических добродетелей, но и культивировать этические добродетели, что в частности, предполагает соблюдение установлений религии, поскольку они носят регулятивный характер и поддержанию нравственности и порядка в обществе.
Можно соглашаться или спорить с подобной точкой зрения, но несомненным является тот факт, что социальные утопии восточных перипатетиков, представляли собой попытку найти своеобразный ключ к благополучию и счастью людей.
Следует отметить, что в философской науке проведено немало исследований духовного наследия тюркской культуры. Но, тем не менее, сегодня еще ощущается недостаток в системном исследовании наследия с использованием современных методов философского анализа – герменевтики и феноменологии. Поэтому анализ работ Аль–Фараби требует как тщательного « философского» прочтения, так и огромного внимания к личности, к субъективной стороне творчества, ко времени в котором он жил. Но на этом пути возникают подводные камни, связанные с соблазном передать всю уникальность философии мыслителя с какой – либо одной привлекательной идеи. Более чем тысячелетний опыт исследований Аль–Фараби показал, что оценить его место однозначно практически невозможно.
Мы имеем сегодня полное право ощущать себя в качестве законных наследников гуманизма и свободы в их истинном значении. Философия призвана научить человека тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. В этом смысле идеи Аль–Фараби не утратили своего значения и актуальны в наше время.
Одним из факторов, ведущих к успешной модернизации казахстанского общества, является ясное понимание им требований времени, определение в соответствии с ними целей и задач развития, осознание своей роли в жизни мирового сообщества. В этом отношении следует отметить актуальность исследований духовного наследия Возрождение ряда культурных ценностей, воссоздание духовно – нравственного облика, выявление общечеловеческого значения культуры на разных ее этапах идентификации казахстанцами себя с историей и культурой своей страны, формированию в них исторического сознания.
Проблемы разума и счастья являются, как известно, одним из главных объектов философии великого мыслителя. Актуальность обозначенной темы дипломного проекта вызвана тем, что разум и счастье являются предметом исследования философии, и одним из ее фундаментальных оснований. Долгое время считалось, что разум и разумное мышление являются главной и единственно допустимой основой философствования, а рационализм объявлялся вершиной всей философии.
В арабоязычном средневековье учение Аль–Фараби о разуме и счастье занимает одно из главных мест. Основное в нем – вера в силу человеческого разума человека познать все многообразие окружающего мира. Аль–Фараби не ставит никаких границ человеческому разуму и его проникать в сущность вещей. Ценностная значимость философии в том и состоит, что она имманентна бытия человека, определяется эпохой, типом социальности общения, культурой и ее выражения, формами познания. Характеризуя философские взгляды Аль–Фараби с позиции мировоззренческих оснований разные авторы в разное время по - разному оценивают их. В концепции Аль–Фараби необходимо ясно и отчетливо разделять два пласта, подхода к Творцу и служения ему; первый- когда ислам принимают с четким пониманием, ради чего существует вера и отстаивают его принципы, опираясь на силу разума, и второй – когда опираются на слепую веру. Разум, которым Аллах наделяет человека, делает его единосущным с Богом. Поэтому Аль–Фараби чрезвычайно много занимается проблемами разума. Разум – объективная всеобщность, следовать которой и означает быть разумным. Разум выступает как универсальный принцип человечности.
Основной пафос социально- философского учения Аль–Фараби связан с Добродетельным городом, в котором устанавливается царство «добродетельной религии» и которым управляет философ- мудрец. И если для большинства граждан города достижение счастья возможно через усвоение теоретических и практических положений философии в форме образов и «убеждающих речений», то избранные стремятся к достижению счастья на основе усвоения теоретического знания и этических добродетелей, то есть стремятся стать философами.
Однако по Аль–Фараби, философом в Добродетельном городе может стать далеко не всякий. Одной прирожденной предрасположенности к теоретическим знаниям недостаточно. Настоящий философ должен не только превзойти свое окружение по части усвоения теоретических добродетелей, но и культивировать этические добродетели, что в частности, предполагает соблюдение установлений религии, поскольку они носят регулятивный характер и поддержанию нравственности и порядка в обществе.
Можно соглашаться или спорить с подобной точкой зрения, но несомненным является тот факт, что социальные утопии восточных перипатетиков, представляли собой попытку найти своеобразный ключ к благополучию и счастью людей.
Следует отметить, что в философской науке проведено немало исследований духовного наследия тюркской культуры. Но, тем не менее, сегодня еще ощущается недостаток в системном исследовании наследия с использованием современных методов философского анализа – герменевтики и феноменологии. Поэтому анализ работ Аль–Фараби требует как тщательного « философского» прочтения, так и огромного внимания к личности, к субъективной стороне творчества, ко времени в котором он жил. Но на этом пути возникают подводные камни, связанные с соблазном передать всю уникальность философии мыслителя с какой – либо одной привлекательной идеи. Более чем тысячелетний опыт исследований Аль–Фараби показал, что оценить его место однозначно практически невозможно.
Мы имеем сегодня полное право ощущать себя в качестве законных наследников гуманизма и свободы в их истинном значении. Философия призвана научить человека тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. В этом смысле идеи Аль–Фараби не утратили своего значения и актуальны в наше время.