На приеме у психолога мама первоклассника Димы М. (7,3) с жалобами на то, что ребенок невнимателен, на уроке часто отвлекается, может встать и ходить по классу, часто отвлекается. Домашнее задание может выполнять только в присутствии и под контролем мамы. Обозначьте возможные причины такого поведения, основные направления и цель коррекционно - развивающей работы, представьте конспект одного коррекционно - развивающего занятия *
1. Недостаточное внимание и развитие внимания: У некоторых детей может быть слабо развито внимание. Это может быть вызвано как нарушением внимательности ребенка, так и особенностями восприятия информации.
2. Двигательная гиперактивность: Дима может иметь высокий уровень двигательной активности, что приводит к его неспособности сидеть спокойно на месте и сконцентрироваться на задаче.
3. Отсутствие интереса к учебе: Часто дети не могут сфокусироваться на учебных задачах из-за низкого уровня мотивации и интереса к ним. Это может быть связано с непониманием материала, его сложностью или несоответствием учебного материала возрастным особенностям ребенка.
4. Психологические факторы: Эмоциональное состояние детей также может влиять на их поведение в классе. Дима может испытывать стресс или беспокойство, что мешает ему сосредоточиться на задаче.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с Димой можно определить следующим образом:
1. Развитие внимания: Специалист должен провести ряд упражнений и игр, направленных на развитие внимания у Димы. Например, можно использовать игры с заданиями на сосредоточенность внимания или упражнения на улучшение потока мыслей.
2. Тренировка саморегуляции: Для улучшения самоорганизации Димы, специалист может использовать различные стратегии регуляции поведения, такие как напоминания о должностных обязанностях или использование временных промежутков.
3. Создание интереса к учебе: Важно заинтересовать Диму в учении. Можно использовать разнообразные методы обучения, включая игровые элементы, интерактивные методы или конкретные примеры, чтобы сделать учебный материал более интересным и доступным для него.
4. Поддержка эмоционального состояния: Специалист должен помочь Диме в осознании и управлении своими эмоциями. Можно использовать различные релаксационные техники, такие как дыхательные упражнения или медитацию, чтобы помочь Диме справиться со стрессом и беспокойством.
Целью коррекционно-развивающего занятия будет улучшение способности Димы к сосредоточенности и саморегуляции, повышение его интереса к учебе и улучшение эмоционального состояния.
Конспект коррекционно-развивающего занятия:
Тема: Развитие внимания и саморегуляции
Цель: Улучшить способность Димы к сосредоточенности и саморегуляции
Шаги:
1. Введение (5 минут):
- Поздороваться с Димой и установить позитивную атмосферу.
- Обсудить цель и предлагаемую программу занятия.
2. Разминка (10 минут):
- Провести небольшую физическую разминку для снятия лишней энергии.
- Сосредоточиться на дыхании и настроении.
3. Упражнения на внимание (15 минут):
- Предложить Диме решить простые головоломки или логические задачи.
- Постепенно усложнять задания, развивая его внимательность и логическое мышление.
4. Упражнения на саморегуляцию (15 минут):
- Предложить Диме выполнить задания, которые требуют сосредоточенности и контроля.
- Можно использовать игру "Стоп и подумай" или "Марш сосредоточенности", чтобы помочь ему управлять своими действиями и поведением.
5. Обсуждение результатов и заключение (15 минут):
- Обсудить с Димой его впечатления от занятия и оценить его успехи.
- Подвести итоги и дать рекомендации для дальнейшей работы над развитием внимания и саморегуляции.
Занятие должно быть интерактивным и интересным для Димы, чтобы он мог активно участвовать и осознавать свои возможности. Важно учесть, что это лишь один из возможных вариантов коррекционно-развивающего занятия, и детали и подход могут варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей Димы. Важно также работать над постоянным взаимодействием с мамой Димы и рекомендовать ей практики и стратегии, которые она может использовать дома, чтобы поддерживать продолжительные результаты работы.