Мальчик в возрасте 3 лет Из анамнеза: ребенок от первых родов, наблюдался неврологом по поводу гипоксической энцефалопатии, затем с диагнозом: Детский церебральный паралич, атонически-астатическая форма. Развивался с задержкой. Жалобы родителей на капризность, неуправляемое поведение, которое связывают с рождением второго ребенка (стало более выраженным).
Данные обследования:
Общая моторика: умеренная диффузная мышечная гипотония, имеющая, однако, связь с эмоциональным состоянием. Сформированы все общемоторные навыки. Нарушения в моторной сфере связаны с диспраксией, обилием стереотипных движений в виде вращения и потряхивания кистей, раскачивания туловища при появлении аффективного напряжения или в моменты бездеятельности. Отмечается недостаточность регуляции плавности переключаемости движений.
Характеристика когнитивной, речевой сферы:
Снижена ориентировка на вербальные инструкции, при подкреплении жестом или показом обнаруживает к дифференцировке цветов, геометрических форм, элементарному счету, выполнению операций сравнения, тождества. Исследовательская деятельность отсутствует, заменена повторяющимися действиями. Чаще проводит время пассивно, самостоятельно включая пультом два телевизора (на кухне и в комнате), занимая промежуточное положение, чтобы видеть оба экрана.
После нескольких показов повторяет новые действия с предметами, но чаще демонстрирует склонность к воспроизведению привычных ему стереотипных действий с ними.
В контакт вступает после продолжительного ориентировочного этапа, избегает прямого контакта взгляда. Гиперестезия к запахам, избирателен к видам и вкусу пищи. Самостоятельной речи нет, эхолалия или называние предметов по вопросу «Что это?» Речь смазанная, с нарушением просодического компонента. Иногда спонтанно может произнести целую фразу.
Задание:
1. Сделать заключение о характере выявленных нарушений (к какой сфере относятся, с чем связаны: задержкой, недоразвитием, нарушением)
2. Охарактеризуйте структуру дефекта.
2. В чем проявляются потенциальные возможности ребенка?
3. Разработать план беседы с родителями для уточнения характера нарушений (основные моменты).